Blue Flower

Петропавловский собор

Зайдя в собор, мы попадаем в небольшое помещение — притвор, он находится прямо под колокольней. Слева, под лестницей, ведущей на колокольню, расположены три первых захоронения собора. Мы видим перед собой памятные надгробные плиты из белого мрамора. В центре — могила сына Петра, опального царевича Алексея. После трагической и таинственной смерти в каземате Трубецкого бастиона его тело без почестей было предано земле в еще недостроенном соборе.

Здесь же за три года до смерти Алексея была похоронена его супруга, крон-принцесса Шарлотта-Христина-София, умершая родами, а также сестра Петра I, царевна Мария Алексеевна.

Если притвор символизирует в церкви мир земной, то красота и роскошь церковного зала должна отразить собой совершенство мира небесного. В плане Петропавловский собор не похож на традиционный православный храм допетровский Руси.

По роскоши своего убранства он скорее напоминает парадный зал дворца. Из государевой казны для позолотных работ было выдано двести килограммов червонного золота. Внутреннее пространство разделено на три нефа мощными столбами-пилонами, расписанными под мрамор.

Огромное пространство залито светом - шестиметровые окна, светлая окраска стен, золоченое лепное убранство, люстры из золоченой бронзы, горного хрусталя и цветного венецианского стекла — все звучит нарядно и торжественно.

На стенах мы видим знамена. Долгие годы собор был своеобразным музеем славы русского оружия — здесь хранились знамена и ключи от городов и крепостей, взятые .русскими войсками как трофеи. Лучшие мастера своего времени принимали участие в работах по убранству собора. Своды собора украшают многоцветные орнаментальные росписи. Сюжетом плафонов центрального нефа стала Страстная неделя — херувимы несут орудия пыток, которым подвернется Иисус.

Над окнами церковный зал украшают 18 картин на евангельские сюжеты. Их писали Художники XVIII века: Матвеев, Игнатьев, Бельский, Гзель. Жемчужиной коллекции является картина Андрея Матвеева «Моление о чаше». Это вторая картина от входа, на левой стене зала. Замечательный русский художник Матвеев обучался в Голландии и Фландрии и был аттестован как наиболее искусный мастер, пишущий «превосходные картины на исторические сюжеты в римском вкусе».

Полотно представляет Христа, который, предчувствуя грядущие страдания, обращается с молитвой к Богу: «Если не может чаша сия миновать меня, чтобы мне не пить ее, то да будет воля Твоя». Но каждый человек должен испить свою чашу страданий до дна.

На противоположной, правой стене — картина Георга Гзелля «Отречение апостола Петра». Этот голландский мастер был в числе иностранцев, приглашенных на русскую службу, и долгое время он занимал пост директора первого музея — Кунсткамеры.

Иконостас в Петропавловском соборе решен в форме триумфальной арки грандиозных размеров: высота 20 м, ширина — 30 м. Иконостас отделяет от основного пространства храма алтарную часть. Алтарь — символ мира божественного — всегда находится в восточной части православного храма. Стена для икон — таков дословный перевод слова «иконостас» с греческого языка.

Иконостас Петропавловского собора является уникальным памятником искусства начала XVIII века. Более сорока русских мастеров — искусных резчиков, позолотчиков, столяров — работали над его созданием в Москве в течение пяти лет. В основных чертах иконостас был спроектирован архитектором Трезини. Руководил работами московский архитектор Иван Зарудный. Доставленный в Петербург по частям, иконостас собран в соборе при помощи деревянных шипов и вызолочен. В иконостасе были установлены 43 иконы работы русских мастеров, сохранившиеся до наших дней. Они соединили лучшие иконописные традиции Руси и черты, характерные для европейской манеры.

Два образа весьма показательны — это большие иконы Богородицы и Христа не престоле. Они представлены в одеяниях московских владык, корона на голове Богородицы — копия императорской короны, а на голове Спаса — копия патриаршей митры. В одном образе соединяются представления о владыках небесном и земном. Так звучит тема о божественном происхождении земной власти и ее преемстве непосредственно от Бога. Более того, лик Богородицы имеет портретное сходство с императрицей Екатериной I.

Справа перед иконостасом находятся императорские захоронения XVIII века. Шесть надгробий из белого каррарского мрамора украшают бронзовые золоченые кресты. По углам надгробий — двуглавые орлы, которые имеются лишь на императорских надгробиях. Крайнее у стены — надгробие над могилой Петра Великого, основателя города, первого русского императора. По преданию, Петр сам указал место своего будущего погребения. Впоследствии это станет традицией русских императоров. На надгробии Петра — памятные медали, за оградой — бюст-портрет императора, на стене — скульптурная группа «Оплакивание Христа». По легенде, его подарила собору супруга Петра, Екатерина I, в знак скорби по умершему мужу. Она лишь на два года пережила Петра и покоится рядом с ним. Крайнее слева — надгробие на могиле их дочери, императрицы Елизаветы Петровны.

Во втором ряду, за Петром I — покоится его племянница, императрица Анна Иоан-новна. Именно в ее царствование был освящен кафедральный Петропавловский собор. Рядом с ней похоронен внук Петра Великого, Петр III.

Он был свергнут с престола и убит сторонниками своей супруги, Екатерины II. Ее царствование продолжалось 35 лет, было долгим и славным, а благодарная память потомков наградила ее титулом Великой.

У левой части иконостаса — захоронения XIX века. Здесь покоятся император Павел I, его сыновья императоры Александр I и Николай I и их супруги.

Всего в соборе 32 надгробия. 30 сделаны из белого мрамора по единому образцу. Надгробия императора Александра II и его супруги выполнены из цветных полудрагоценных камней. Они расположены отдельно.

Надгробие над могилой Александра II выполнено из зеленой алтайской яшмы, его вес — пять с половиной тонн. Надгробие его супруги — из розового уральского родонита, весом в шесть с половиной тонн. Александра II, отменившего в России крепостное право, называли Царем-Освободителем. После смерти его стали называть царем-мучеником — он был убит террористами-народовольцами. На месте смертельного ранения государя был возведен храм Воскресения Христова, известный как Спас на Крови.

Рядом со своими родителями покоится император Александр III. Он был отцом Николая II. В историю Александр III вошел как Царь-Миротворец. Именно по его проекту впоследствии была создана Лига Наций, а ныне существует Организация Объединенных Наций (ООН), в центральном здании которой стоит памятник великому императору. При Александре III Россия вела всего одну небольшую войну. Империя тогда достигла такого могущества, что однажды, когда во время рыбалки Александру III доложили, что к нему прибыли послы крупнейших европейских держав по весьма важному вопросу, император ответил:

— Европа может подождать, пока русский царь ловит рыбу.

До революции убранство Петропавловского собора было довольно пышным. Помимо икон, на стенах, колоннах и у могил постоянно находились более 1000 венков.

Только у могилы Александра III, последнего из похороненных здесь до революции императоров, их насчитывалось 674. Почти на каждой могиле и около нее стояли лампады, иконы, на надгробиях лежали медали по случаю различных юбилейных дат. В 1917 году по распоряжению Временного правительства все эти предметы были отправлены в Москву. Дальнейшая их судьба неизвестна. Сегодня здесь только один венок. В дубовом киоте на стене вы можете видеть небольшой серебряный венок работы мастерской знаменитого ювелира Фаберже. Он был приобретен правнуком Александра II Георгием Юрьевским и преподнесен им как вклад в Петропавловский собор в 1999 году.

Семья последнего русского императоре и приближенные, находившиеся с семьей до последних дней, были расстреляны большевиками в Екатеринбурге в 1918 году. Летом 1998 года их останки были торжественно преданы земле в Екатерининском приделе Петропавловского собора. Надгробие из белого мрамора поставлено над общим погребальным склепом.

На стенах доски с эпитафиями в память всех членов императорской семьи и приближенных. На досках, посвященных памяти наследника Алексея и его сестры Марии, нет даты захоронения в соборе, так как их останки не были обнаружены. После захоронения Николая II в Петропавловском соборе покоятся русские императоры от первого до последнего.

На этом наш рассказ о Петропавловской крепости завершен. Усыпальница царей и страшная тюрьма для неугодных властям, она обращена к Неве суровой гранитной стеной, остальные же стороны ее по-домашнему кирпичные. Эта крепость никогда не воевала, но всегда была гарантом безопасности столицы. Любимая питерцами Петропавловка отражает противоречивую историю прекрасного северного города.