Blue Flower

Петровские ворота

На территорию Петропавловской крепости мы пройдем через Петровские ворота, которые всегда считались парадным входом в нее.

Названы ворота были по некогда украшавшей их скульптуре апостола Петра. Деревянная фигура небесного покровителя Петра Великого, первоверховного апостола Петра с его непременным атрибутом — двумя ключами, завершала композицию ворот.

Любопытно, что впоследствии Екатерина II, высочайше утвердив герб Петербурга, даровала городу также два ключа от его символических ворот.

До постройки равелина, стены которого мы миновали, и ворота, и венчающая их скульптура апостола Петра были хорошо видны со стороны Троицкой площади.

Ворота созданы первым петербургским архитектором Доменико Трезини. Подписав первоначальный контракт на три года, Трезини остался до конца жизни в России, ставшей для него второй родиной. Тридцать лет он посвятил воплощению мечты Петра, которому Петербург виделся как «величайший и славнейший паче всех городов на свете». Одной из главных его работ станет строительство крепости и возведение на ее территории кафедрального собора во имя Святых Первоверховных апостолов Петра и Павла.

По преданию, место, где быть воротам, определил сам Петр. Царь, срубив две березки, соединил их верхушки и утвердил их на этом самом месте. В этот момент услышан был шум в воздухе и увидели парящего орла. Орел, опустившись с высоты, сел на ворота. Явление царственной птицы сочли добрым предзнаменованием. Держа орла на руке, царь Петр вышел через эти ворота, сел на яхту. При этом была многая пушечная пальба, а веселье продолжалось до второго часа пополуночи.

Как ни удивительно, это тот редкий случай в истории, когда легенду подтверждают документы. Сохранились свидетельства о том, что некий ручной орел был отдан Петром в крепость на острове Котлин с присвоением ему комендантского звания и поставлен на довольствие. Появился же в несвойственных широтах орел скорее всего как «беженец» из разбитой шведской крепости — согласно документам в ней действительно стояли на довольствии орлы.

Петровские ворота были построены как триумфальная арка в честь побед русского оружия. Это продолжало традицию, идущую с античных времен, — отмечать возведением подобных сооружений воинские победы. Это единственное подобное сооружение сохранившееся до наших дней с петровского времени.

Первые, еще деревянные, ворота были построены в 1708 году, а 10 лет спустя Доменико Трезини повторяет в камне свой авторский замысел. Ворота представляют прекрасный образец стиля петровского барокко.

До 2007 г. Петровские ворота не находились на реставрации, сейчас перед нами предстало их пышное и торжественное декоративное убранство. Еще в 1720 году над аркой ворот был укреплен «герб российский в образе орла двоеглавого, свинцового, в котором весу имеется 86 пудов», то есть 1096 кг. Фигура орла с коронами на головах, скипетром и державой в когтях была позолочена и расписана. Особой тщательностью отличалась отделка помещенного на груди орла красного щита с рельефным изображением Георгия Победоносца на белом коне, поражающего копьем дракона.

Российская империя заимствовала свой герб у Византии как наследие Римской империи, стремясь продемонстрировать историческую преемственность традиции.

В нишах ворот были помещены скульптуры, аллегорически изображающие добродетели Храбрости и Благоразумия. Зачастую их прочитывали как добродетели русского государя, благодаря которым Россия одержала победы, что привело к основанию Петербурга.

Центром всей композиции служит деревянный барельеф работы Конрада Оснера, украшавший еще деревянные ворота, — «Низвержение Симона-волхва». Этот сюжет был очень популярен в апокрифических сказаниях о деяниях апостолов Петра и Павла. Симон-язычник жил в Риме во времена императора Нерона и был его любимцем. В гордыне своей он возомнил себя равным Богу и поднялся в небеса, оставаясь парящим в воздухе. Симона удерживали колдовские чары и множество летающих вокруг бесов. Но христианской молитвой апостолов Петра и Павла, обращенной к Богу, язычник был посрамлен — «демоны отпали от него и был он низвержен с великим шумом на землю».

Под летящим вниз, низвергнутым с высоты своего величия Симоном подразумевался шведский король Карл XII, считавший свою армию непобедимой и наказанный за свою гордыню Петром Великим. Царь Петр ассоциировался, естественно, со своим небесным патроном — апостолом Петром.

Известно, что «Петр» в переводе с греческого означает «камень»: Петропавловская крепость, вознесенная на каменном фундаменте, символизировала неколебимость как России, утвердившейся на берегах Балтийского моря, так и вновь основанного города, названного именем святого Петра.

Так в форме аллегорий современники представляли посрамление шведов и укрепление России на отвоеванных приневских землях, а также торжество добродетелей под благословением высших небесных сил во вновь отстроенном граде Санкт-Петербурге.

Обратим внимание на мощь крепостных стен — толщина их составляет 20 м. Санкт-Петербургская крепость представляет собой образцовое фортификационное сооружение бастионной системы XVIII века. Она была одной из лучших крепостей Европы. Неприступные артиллерийскому огню ее стены могли выдержать самый жестокий штурм неприятеля. И хотя крепости не пришлось принимать прямого участия в боевых действиях, само ее существование стало надежной защитой вновь отвоеванных земель.

Выйдя из-под арки Петровских ворот, сразу повернем вдоль стены направо, и у Петровской куртины мы увидим восстановленную часть внутреннего крепостного рва.

Читать далее: Великокняжеская усыпальница