Blue Flower

Соборная площадь

Петропавловский собор — один из самых значимых памятников города, свидетель его начальных дней. «Смело, дерзновенно, словно брошен вверх, к бесстрастным небесам, изящный, тонкий, ярко блестящий шпиц Петропавловского собора» — одна из ярких доминант Петербурга. Колокольня Петропавловского собора и поныне остается самым высоким архитектурным сооруением города, ее высота 122,5 м. Ее силуэт с фигурой ангела на шпиле стал одним из символов северной столицы.

Он воспринимался современниками как знак утверждения России на невских берегах. Дата закладки его уже символ — в 1712 году город признан новой столицей России. Характерной чертой петербургской архитектуры становятся шпили его многочисленных храмов. Этот мотив на долгое время определит архитектурный образ новой столицы и станет одним из градоформирующих факторов. На плоских, равнинных территориях Петербурга такие доминанты связывали все разрозненные постройки в единый ансамбль. Так же как и сам собор является центром ансамбля соборной площади.

Небольшой изящной павильон в центре площади — Ботный дом — получил свое название по назначению, он был построен для хранения реликвии — небольшого английского бота. На борту этого кораблика Петр, еще подростком, получил свои первые уроки в навигации. Впоследствии император называл его «дедушкой русского флота» и в назидание потомкам приказал хранить вечно. Для чего в 1767 году архитектор Вист строит Ботный дом. Таким образом, эта постройка стала музеем одного экспоната и первым в России специальным музейным зданием. Высокая, сложного рисунка с изломом кровля украшена статуей — аллегорией Навигации.

Ботик открывал все морские парады на Неве, для чего матросы-ветераны на руках выносили его на Комендантскую пристань, где спускали на воду. Сегодня эта реликвия находится на хранении в Центральном военно-морском музее, а в Ботном доме точная копия, созданная по чертежам XVIII века, к 300-летию русского флота.

В начале XVIII века многие главные государственные учреждения находились на территории Петропавловской крепости. Указом Петра в 1724 году Монетный двор, прежде находившийся в Москве, переведен в Петербург.

Здание, которое существует сейчас, построено в царствование Павла I. Архитектор Антонио Порто в 1805 году создает превосходный образец промышленной архитектуры в стиле классицизма. Как и желал император, здание получило облик «величественный и прекрасный как дворец».

До середины XX века петербургский Монетный двор сохранял монополию на изготовление денег в России. Здесь чеканились золотые и серебряные монеты.

Монетный двор продолжает работать и сегодня. Здесь чеканится разменная монета, изготавливаются монеты коллекционные и юбилейные. Именно здесь с петровской поры, когда были учреждены первые русские ордена, создаются российские награды. По сложившейся традиции и сейчас продолжают свою работу медальеры. Так, возрожденный орден апостола Андрея Первозванного, который был когда-то высшим орденом Российской империи, изготовили на петербургском Монетном дворе.

Все эти постройки, созданные в разное время и разными мастерами, словно еще раз подчеркивают главенство Петропавловского собора. Самая выразительная часть собора — колокольня. Ярус за ярусом она поднимается вверх, а завитки-волюты плавно совершают этот переход. Колокольню Петр велел строить «с поспешанием», это единственная часть собора, законченная при Петре, работы были завершены к 1724 году.

Почетных иностранных гостей Петр непременно приглашал подняться на колокольню Петропавловского собора, и они могли разделить законную гордость русского монарха, вызвавшего своей волей к жизни «прекраснейший из европейских городов», который уже мог состязаться с такими столицами, как Вена или Берлин.

В верхнем ярусе колокольни вы видите циферблат часов. По заказу императрицы Елизаветы Петровны их изготовил голландский мастер Барендт Оорт Красе. Часы имели не только часовой, но и музыкальный механизм, исполнявший мелодии на колоколах. Такие музыкальные часы называют курантами. До сих пор они играют каждую четверть часа, отбивают часы, а затем исполняют мелодии. До середины XIX века часы работали исправно. В 1858 году был впервые произведен ремонт часового механизма московской фирмой братьев Бутеноп. С этого времени куранты стали исполнять две мелодии: гимн России «Боже, царя храни» и «Коль славен наш Господь в Сионе».

На колокольне до середины XIX века существовал карильон, музыкальный инструмент, который использовал те же колокола, что и куранты. В отличие от механических курантов на карильоне мелодии исполнял музыкант. В 2001 году в Петропавловской крепости был установлен новый карильон как возрожденная традиция времен Петра. Это совместный проект музея истории города и бельгийской королевской школы карильона из города Мехелен. В летний сезон проходят концерты карильонной музыки. Это один из подарков городу к его трехсотлетнему юбилею.

Первоначально конструкции шпиля были деревянными и требовали ремонтов. Одним из ярких эпизодов, связанных с историей колокольни, является подъем в 1830 году по шпилю собора кровельщика Петра Телушкина, который благодаря смекалке, упорству, при помощи только веревки и силы рук и ног сумел взобраться по шпилю до ангела и произвел необходимый ремонт. Награды за свой труд он не просил, а лишь хотел послужить Отечеству и государю.

В 1858 году деревянные конструкции шпиля было решено заменить на металлические. Проект разработал русский инженер-путеец Журавский. Дмитрий Иванович Журавский — видный русский ученый, он разработал теорию расчета в мостостроении, по его проектам возводились все мосты на железной дороге из Петербурга в Москву. Работы по созданию металлических конструкций осуществлялись на Уральском Боткинском заводе. После перестройки шпиль собора получил сегодняшнюю высоту — 122,5 м. Это самое высокое архитектурное сооружение города.

Завершает шпиль фигура ангела с крестом. Это уже четвертый ангел, который смотрит на город со шпиля Петропавловского собора. Высота креста — 6 м, размах крыльев ангела — 3,8 м. Петербуржцы всегда считали ангела хранителем своего города. В годы Великой Отечественной войны крепость подвергалась сильным бомбардировкам. Известно о полусотне прямых попаданий на территорию крепости, но собор, к счастью, не был разрушен. Он был поврежден осколками бомб и снарядов. Для маскировки золоченый шпиль был закрашен серой краской. В самую трудную первую блокадную зиму эту работу выполнили ленинградские альпинисты.

В 1957 году в крепости был проведен огромный комплекс реставрационных работ. Усилиями реставраторов, научных сотрудников музея памятнику был возвращен его исторический облик. Реставрационные работы проводились также к трехсотлетнему юбилею Санкт-Петербурга. И сегодня во всем своем великолепии встречает гостей Петропавловский собор.

Для того чтобы посетить этот замечательный памятник русской истории, усыпальницу русских монархов, увидеть захоронения императоров от Петра I до Николая II, входной билет вы можете приобрести в кассе, расположенной в Ботном доме.

Учтите, что храм является освященным и в нем следует придерживаться традиционных требований: мужчины должны снять головные уборы, представительницы слабого пола по возможности должны одеть платки.

Читать далее: Петропавловский собор