Blue Flower

Охта берет свое начало на южных склонах Лемболовских вы­сот и впадает в Неву в 12 км от устья.
Название реки возникло задолго до основания Петербурга (оно упоминается еще в новгородской летописи 1300 г.). Существует несколько версий его происхождения. По одной из них, имеется связь с такими названиями, как Окса, Окша, Укса, Укша, значение которых «небольшая речка, приток, рукав».
Также существуют две гипотезы, основанные на разных пере­водах ижорского наименования «медвежья река» или «река, текущая на запад».
Левый приток Охты — река Оккервиль. Участок Охты выше устья реки Оккервиль (а иногда и всю реку) иногда называют Большой Охтой. Также левыми притоками Охты являются реки Пипполовка, Лапка, Лубья и Токсовская протока. Правые притоки — река Чернавка, Муринский и Безымянный ручьи.
В устье Охты с 1300 г. стояла шведская крепость Ландскрона, позднее на ее месте находились русские поселения, а в конце XVII в. здесь появилась шведская крепость Ниеншанц.
В начале XVIII в. в среднем течении реки были построены Охтинские пороховые заводы. Для их нужд соорудили плотину и создали искусственный водоем — Охтинский разлив.
Вплоть до середины XX в. берега реки были укреплены только деревянными стенками. В 1960-х гг. в месте впадения в Охту реки Оккервиль по проекту инженеров Б. Б. Левина и Е. Е. Розенфельда берега оформили низким банкетом с озелененными откосами. Тогда же по проекту инженеров Б. Э. Дворкина и П. П. Рязанцева на правом берегу соорудили высокую гранитную стенку, а на левом — низкий гранитный банкет с озелененным откосом. Работы по благоустройству различных участков набережной завершились к 1986 г.
По имени реки названы районы города Большая Охта и Малая Охта.
Через реку в черте города переброшены мосты Челябинский (по Челябинской ул.), Капсюльный (по Капсюльному ш.), мост-плотина, Большой Ильинский, Армашевский, Индустриальный, Объездной (по Объездному ш.), Ириновский, Энергетиков (по пр. Энергетиков), Шаумяна, Комаровский и Малоохтинский, а также несколько мостов без названия. В октябре 2008 г. по трассе Западного скоростного диаметра было закончено строительство нового Байтового моста через Охту.
Длина реки около 90 км, ширина до 60 м (в устье), глубина до 5 м. Река судоходна на 8 км от устья.