Blue Flower

Скульптор Роберт ЗалеманРоберт Карлович Залеман родился 16 июня 1813 г. в городе Ревеле (ныне Таллинн, Эстония). Он был сыном бургомистра. Начальное образование мальчик получил в Ревельском дворянском училище, которое закончил в 1832 г. Для продолжения образования отец сразу отправил его в Дрезден, где юноша стал посещать мастерскую скульптора Э. Ритшеля.
Проработав в мастерской пять лет, молодой человек приехал в Санкт-Петербург, где поступил в Императорскую Академию художеств в качестве вольноприходящего в скульптурный класс, которым руководил С. И. Гальберг. Первой работой молодого скульптора, с которой он выступил на выставке в Академии художеств, был бюст его отца.
После смерти профессора Гальберга Залеман снова уехал в Германию, на этот раз в Мюнхен, где завершил свое образование в мастерской скульптора Швантелера.
Из Мюнхена молодой скульптор, как и многие его коллеги-современники, отправился в Рим, где пробыл два года, изучая античную скульптуру и совершенствуя свое мастерство.
В 1843 г. Залеман вернулся в Петербург. Почти сразу за бюст ректора Академии И. А. Мельникова он получил звание неклассного художника.
В то время большинство российских ваятелей работали над скульптурным оформлением Исаакиевского собора, построенного архитектором О. Монферраном. Под руководством профессора И. П. Витали был привлечен к этой работе и Залеман. «Девять лет своей жизни посвятил скульптор украшению этого великолепного храма, принимая участие в работах не только Витали, но и других известных ваятелей», отмечалось в журнале «Русский художественный листок» за 1859 г. Для собора скульптор выполнил несколько барельефов — «Несение креста» и другие. Совместно с И. П. Витали Залеман работал над созданием трех монументальных дверей Исаакиевского собора и выполнил фигуры ангелов, размещенных по углам собора над пилястрами.
В 1858 г. за барельеф «Предоставление свода законов графом Сперанским» для пьедестала памятника Николаю I на Исаакиевской площади, а также за четыре аллегорические фигуры «Сила», «Мудрость», «Правосудие» и «Вера», украшающие этот пьедестал, Залеман получил звание академика. В лицах статуй современники сразу отметили портретное сходство с лицами женской половины семейства Николая I — его жены Александры Федоровны и дочерей Марии, Ольги и Александры.
Скульптор принимал участие и в других крупных работах. Так, в 1861-1862 гг. для памятника «Тысячелетие России» он выполнил скульптурные группы «Князь Дмитрий Донской и побежденный им монгол», «Святой князь Владимир», «Царь Михаил Федорович, Минин и князь Пожарский».
Залеман творил не только в Петербурге. Он был привлечен к работам по украшению храма Христа Спасителя и Большого Кремлевского дворца в Москве. В частности, для Большого Кремлевского дворца он выполнил 18 фигур — символов губерний Российской империи.
Работал скульптор и над портретами. В разное время он создал бюсты князя А. А. Суворова, графа А. Г. Армфельда, генерала А. В. Висковатого, врача Н. Ф. Арендта и других выдающихся людей. Также по рисунку Залемана была выполнена последняя, третья, фигура ангела, установленного на шпиле Петропавловского собора и сохранившаяся до наших дней.
В 1866-1868 гг. скульптор работал над статуей императора Николая I в натуральную величину (позднее установлена в парке «Александрия» в Петергофе).
В 1868 г. как «художник, заслуживший своими предшествовавшими трудами почетную известность» Залеман был удостоен звания профессора скульптуры.
В 1873 г. мастер принял участие в конкурсе на изготовление статуи Минервы для купола здания Академии художеств, но победил проект скульптора А. Р. фон Бока.
Отмечая трудолюбие Залемана, современники считали его скорее не скульптором-творцом, а скульптором-исполнителем.
Роберт Карлович Залеман умер в Петербурге 12 сентября 1874 г. Он был похоронен на Волковском кладбище.
Сын Роберта Карловича Гуго Залеман пошел по стопам отца и тоже стал скульптором.