Blue Flower

Балтийский сад находится перед Балтийским вокзалом. Он устроен в 1888 г.; до 1950 г. вокруг него существовало трамвайное кольцо, позже перенесенное к Варшавскому вокзалу, а ныне и вовсе ликвидированное. В 1965 г. по проекту Владимира Васильковского в саду установили стелу в память о подвиге народного ополчения Ленинского района.

До этого перед Балтийским вокзалом памятники устанавливались дважды: в 1919 г., в соответствии с ленинским планом монументальной пропаганды, появился гипсовый Луи Огюст Бланки, французский революционер, утопист-коммунист. Сегодня эта фамилия мало кому известна, поэтому надо сказать о нем несколько слов. Последователь французских материалистов XVIII в., Бланки был идеалистом в понимании истории, считая решающей силой исторического прогресса просвещение народа. Он признавал наличие классовой борьбы, подчеркивал противоположность классовых интересов пролетариата и буржуазии, но не выделял пролетариат из общей массы эксплуатируемых. Он считал, что только социальная революция может уничтожить классовую эксплуатацию, а успех революции связывал с хорошо подготовленным заговором сплоченной организации революционеров.

Классики марксизма-ленинизма подвергали критике «бланкизм» — политическое течение, названное по имени Бланки, — как раз за его заговорщическую тактику. Между тем Ленин, утверждая список деятелей, которым необходимо ставить памятники, говорил, что «исторические заслуги судятся не потому, чего не дали исторические деятели сравнительно с современными требованиями, а по тому, что они дали нового сравнительно со своими предшественниками». Безусловно, в этом плане Бланки мог считаться прогрессивным деятелем. А его слова, ставшие афоризмом: «Можно уступить силе, но безропотно покоряются лишь разуму», весьма актуально звучат и сегодня.

Гипс — материал недолговечный, особенно в условиях сырого Питера. Поэтому Бланки простоял перед вокзалом недолго — всего несколько месяцев.

Затем, 5 ноября 1949 г., торжественно открыли памятник Иосифу Виссарионовичу Сталину работы Николая Томского. Архитектурное оформление выполнили Николай Хомутецкий, Борис Муравьёв и Сергей Евдокимов. Отлитая на «Монумент-скульптуре» фигура Сталина представляла «вождя народов» в полный рост. Стоящий на 5-метровом ступенчатом прямоугольном постаменте, Сталин в левой руке держал свиток, а правую заложил за обшлаг шинели.

Этот памятник демонтировали в 1961 г.