Blue Flower

Михайловский сад расположен между рекой Мойкой, Садовой, Инженерной улицами и набережной канала Грибоедова.

Первоначально на территориях нынешних Летнего, Михайловского и Инженерного садов располагались сельские поселения, а также поместье и охотничьи угодья шведского ротмистра Конау — об этом свидетельствуют шведские карты 1698 г.

В 1716-1717 гг. по велению Петра I архитектор Жан-Батист Леблон выполнил Генеральный план трех Летних садов. Первый и Второй сады (современный Летний сад) принадлежали Петру I, Третий — его супруге Екатерине Алексеевне. Территория современного Михайловского была частью Третьего Летнего сада, границы которого доходили до Безымянного ерика (Фонтанки) и Большой Першпективной дороги (современного Невского проспекта). Он назывался еще Шведским садом, вероятно, в память об угодьях шведского ротмистра.

В северо-западной, парадной его части располагался дворец Екатерины I, увенчанный золотым шпилем с фонариком, отчего в исторических документах он упоминается как «Золотые хоромы». Вблизи «Золотых хором» росли пирамидально подстриженные ели. От дворца к хозяйственным строениям вели аллеи, устроенные в виде зеленых коридоров, а в саду росли яблони и другие плодовые деревья. Кроме того, в нем находились оранжереи, амбары и конюшни, дома для садовников. Во времена правления Анны Иоанновны на территории сада имелись питомники — участки с «запасными» кленовыми деревьями. Чуть позже вместо «Овощного огорода», то есть плодовых деревьев, перенесенных в Литейную часть, туда, где сейчас находится Мариинская больница, устроили «ягд-гартен» — сад для «гоньбы и стреляния оленей, кабанов, зайцев, а также галерея для охотников и каменные стенки для предупреждения залета пуль и дроби». По плану Комиссии о санктпетербургском строении 1738 г. сад несколько сократили — появился квартал между Невской перспективой, как тогда назывался Невский проспект, и Итальянской улицей.

В 1741 г. для перепланировки сада в регулярном стиле пригласили архитектора Франческо Бартоломео Растрелли. В саду появилось множество аллей с фигурно стриженными деревьями, построили павильоны и беседки. От «ягд-гартена» к Мойке вел лабиринт, а на берегу реки Растрелли поставил императорскую баню, или, как тогда говорили, мыльню. В центре сада находились качели, карусели и горки для зимнего и летнего катания. В конце XVIII в. всю восточную часть сада отрезали для строительства Михайловского замка.

Коренные изменения произошли во время царствования Александра I, когда архитектор Карл Росси начал строить дворец для великого князя Михаила Павловича. Проект перепланировки сада у Михайловского дворца, утвержденный в апреле 1822 г., Росси разрабатывал вместе с архитектором Адамом Менеласом. Помощником Менеласа, который непосредственно занимался работами в Михайловском саду, был садовый мастер Иосиф Буш. По инициативе Буша в саду вырыли два пруда, которые соединили небольшим чугунным мостиком. Сад сильно сократился в размерах, на месте южной его части проложили новую улицу — Инженерную, и устроили Михайловскую площадь (ныне — площадь Искусств).

Перед садовым фасадом Михайловского дворца Росси расположил обширный луг. На берегу Мойки сделал гранитную пристань, а на месте фундамента первого деревянного дворца Екатерины I построили павильон, который предназначался для романтических встреч летними вечерами. За этой постройкой закрепилось название «павильон Росси».

Сад превратился в настоящий культурный центр Российской столицы. В нем устраивались балы, концерты и различные увеселения для приближенных Императорского двора. Поскольку идейным вдохновителем всего этого была жена владельца, великая княгиня Елена Павловна, сад в высшем свете нередко называли садом Елены Павловны.

1 марта 1881 г. у западной границы сада на Екатерининском канале народовольцами был убит император Александр II. На месте убийства в 1883-1907 гг. по проекту архитектора Александра Парланда возведен храм Воскресения Христова, более известный как Спас на Крови, при этом отрезали часть сада. Со стороны храма появилась решетка, созданная также по рисунку Парланда.

К этому времени засыпали малый восточный пруд, часть юго-восточного участка отошла под строительства нового корпуса Русского музея, который возводил архитектор Василий Свиньин (ныне это — Российский этнографический музей).

После того как в 1898 г. в Михайловском дворце открылся Русский музей, сад, прежде открытый только для членов и приближенных царской фамилии, стал общедоступным. В эти же годы он получил название Михайловского и поступил в ведение Городской думы.

Во время Первой мировой войны Михайловский сад пришел в запустение. Средства для приведения его в порядок выделили лишь в 1922 г. В том же году его переименовали в сад МОПРа (Международной организации помощи борцам революции). Английский луг пересекла поперечная дорожка, построили площадки под эстраду и павильоны, на которых в 1924 г. организовывались выставки. Тогда же вблизи павильона Росси появилась скульптура «Дерево свободы», вырезанная из векового дуба смоленским мастером-самоучкой А.П. Соловьевым, который таким образом внес свой вклад в ленинский план монументальной пропаганды. Она изображала освобождающегося от пут крестьянина (исчезла в 1990-е гг.).

Наводнение, случившееся 7 сентября 1924 г., нарушило планы реконструкции сада. К его благоустройству вновь приступили только через пять лет. В 1931 г. сад сделали детским парком, устроив с западной стороны детские площадки. В годы Великой Отечественной войны в Михайловском саду (название «сад МОПРа» не прижилось и вышло из употребления) были укрыты некоторые скульптуры из коллекции Русского музея. Смазанную тавотом «Анну Иоанновну с арапчонком» работы Бартоломео Карло Растрелли закопали в котловане в центре луга, перед садовым фасадом дворца. У павильона Росси на специальных салазках лежала снятая в 1938 г. с площади Восстания и стоявшая без пьедестала во дворе Русского музея конная скульптура Александра III работы Паоло Трубецкого (подробнее см. сквер Мраморного дворца). Ее засыпали песком, сделали бревенчатый накат, который засыпали землей и засеяли в целях маскировки овсом. 17 октября 1941 г. в этот холм попала фашистская бомба, которая разметала часть бревенчатого укрытия, но не повредила статую.

Многие деревья в саду пострадали от бомбежек. Реставрация сада началась в 1949 г. Через 10 лет в нем появился памятник Федоту Шубину, который создали скульптор Виктор Синайский и архитектор Сергей Сперанский. В начале 1960-х гг. у 2-го Садового моста построили общественный туалет и теннисный корт, в 1990-е гг. общественный туалет переоборудовали в ресторан.

Незадолго до этого, в период перестройки, у павильона Росси собирались представители неформальных общественных организаций и обсуждали проекты переустройства государственного управления. Поэтому в период 1987-1989 гг. Михайловский сад неофициально называли ленинградским гайд-парком, по аналогии с лондонским.

В 1999 г. сад передали Русскому музею. Вскоре подготовили план реконструкции сада, в основу которого положили проект Росси и Менеласа. В результате вновь появился засыпанный в 1902 г. пруд и отреставрирован созданный Карлом Росси мостик.

23 мая 2003 г., в день празднования 300-летия Петербурга, у павильона Росси установили бюсты архитектора Карла Росси и художников Карла Брюллова и Александра Иванова, которые представляют собой копии скульптур XIX в. Бюст Росси в 1835 г. отливал Николай Пименов, Брюллова в 1836 г. лепил Иван Витали, Иванова в 1866 г. — Л. Гуельми. Копии отлиты из бронзы в мастерской при петербургском Политехническом университете в 2000 г. по оригиналам, хранящимся в Русском музее.

Весной и летом в саду проводятся концерты под открытым небом, он стал местом проведения ежегодного международного фестиваля «Императорские сады России».