Blue Flower

Таврический сад — один из самых больших петербургских садов. Он расположен в квартале между Кирочной, Таврической, Шпалерной и Потёмкинской улицами.

История возникновения сада относится к 1770-м гг., когда Екатерина II подарила принадлежавший ей участок земли князю Григорию Александровичу Потёмкину за заслуги в деле освоения черноморских земель и присоединение к России Крыма, освобожденного от османского господства.

В мае 1783 г. началось строительство дворца для Потёмкина, проект которого разработал зодчий Иван Старов. Под его же руководством английский садовый мастер Вильям Гульд начал создавать дворцовый сад в английском стиле. Были вырыты пруды, а из вынутого грунта образовали живописные холмы. Пруды соединялись изогнутым каналом, через который перебросили четыре мостика с мраморными столбами. Пруды наполнялись водой из речки Саморойки, вытекавшей из Лиговского бассейна, бассейн же находился южнее Бассейной улицы (ныне — улица Некрасова), в конце Лиговского канала, прорытого в первой четверти XVIII столетия (см. Некрасовский сад).

И дворец, и сад получили название Таврических, ибо князь Потёмкин после побед в Крыму — в древней Тавриде — по указу Екатерины II стал именоваться Потёмкиным-Таврическим. Имя Таврической улицы, как и Потёмкинской, появилось позже—в 1871 г.

В 1784 г. сад расширился за счет еще одного дарованного Потёмкину участка земли — между нынешней Потёмкинской улицей и бывшим руслом Саморойки, на котором по желанию владельца устроили оранжереи. Тогда же были укорочены попавшие в территорию сада Захарьевская, Фурштатская и Сергиевская улицы (последняя ныне носит имя Петра Ильича Чайковского). Через шесть лет фаворит Екатерины II продал законченный дворец с усадьбой в казну за 450 ООО руб., однако еще через год, в 1791 г., он опять стал его владельцем, благодаря тому что императрица подарила князю его же бывшее владение за участие во взятие турецкой крепости Измаил.

В 1792 г. рядом с Таврическим дворцом построили дом садового мастера с флигелями и службами и еще одну большую оранжерею. Автором проекта стал архитектор Фёдор Волков. В саду по его же проекту соорудили беседку «Адмиралтейство», предназначавшуюся для хранения шлюпок, на которых можно было выходить в Неву, поскольку на месте Саморойки из устроенной вблизи дворца гавани к главной реке города провели канал.

В своем дневнике Вильям Гульд в это время записал: «Осмелюсь присовокупить, что огород Таврический может легко служить примером и почитаться первым в Северной России».

Сад содержался в безукоризненном состоянии, иностранцы, бывавшие в Петербурге, считали своим долгом посетить Таврический сад.

Однако многое изменилось при восшествии на престол Павла I. В опалу попали архитектор Иван Старов и садовый мастер Вильям Гульд, который в результате уехал в Англию, а Таврический дворец новый император превратил в казармы лейб-гвардии Конного полка. Только сад продолжал жить своей жизнью и после убийства Павла оставался в приличном состоянии. Как свидетельствует комиссар гофинтендантской конторы Никифор Пушкин, «романтический сад все еще привлекает всех для прогулок в нем». Но тут же следует такое наблюдение: «На беседках и храмиках стены исписаны сквернословивши стихами и прозой». Эта запись сделана 17 июля 1802 г.

В том же году император Александр I повелел привести всю усадьбу в «первобытное состояние». Для работ был привлечен архитектор Луиджи Руска и возвращен из Англии садовник Вильям Гульд. Но еще более полувека сад оставался закрытым для посетителей.

Общедоступным Таврический сад стал через пять лет после отмены крепостного права — в 1866 г. В нем разместились Общество физического развития детей с игровыми и спортивными площадками, дамское благотворительное общество, кавалерийская школа для верховой езды. Угловой участок, примыкающий к Кирочной и Потёмкинской улицам, передали Попечительству о народной трезвости. Вскоре на нем построили народный театр. В саду появилось множество пешеходных дорожек.

В 1875 г. сгорела беседка «Адмиралтейство», переоборудованная двумя годами ранее под ресторан.

5 мая 1899 г. в Таврическом дворце открылась Международная выставка садоводства, на которой присутствовал император Николай П. Почти половина Таврического сада была занята разнообразными растениями, привезенными на выставку из разных климатических зон, а в прудах поселили необычные насекомоядные и кувшинчатые водные растения.

В марте 1902 г. во дворце и в саду, в специальном павильоне, устроили кустарно-промышленную выставку, через год — международную выставку исторических и современных костюмов. В начале 1905 г. в Таврическом дворце прошла первая в столице Российской империи выставка портретов. На «таврической выставке», у которой, по словам критика Владимира Стасова, «останется навсегда заслуга и слава первой пробы включения замечательных людей в историческую картину», впервые представили портреты долго находившихся под запретом исторических и политических деятелей, таких как декабристы Николай Муравьёв и Сергей Волконский, писатель и публицист Александр Герцен, основатель народничества Михаил Бакунин.

Художник Виктор Борисов-Мусатов считал, что «всю эту коллекцию следовало бы целиком оставить в Таврическом дворце, и это был бы величайший в Европе музей портретной Живописи». Но судьба распорядилась иначе. В Таврическом дворце 27 апреля 1906 г. начала работу I Государственная дума, для чего его внутри серьезно реконструировали, сильно исказив замысел Ивана Старова и навсегда нарушив «первобытное состояние».

В 1913 г. у Потёмкинской улицы построили выставочный павильон Императорского Общества садоводов.

После 1917 г. в Таврическом дворце располагались различные партийные институты, а с 1992 г. находится Межпарламентская ассамблея Содружества Независимых Государств.

Таврический сад серьезно пострадал во время сентябрьского наводнения 1924 г. После него практически заново создали дренажную систему, проложили новые дорожки, устроили новые газоны. К этому времени у него сменилось название — сад стал Смольнинским парком, по названию района. В 1930 г. он стал Смольнинским парком имени Первой Пятилетки (слово «Смольнинский» обычно опускалось), в честь принятия Советом народных комиссаров СССР первого 5-летнего плана экономического развития страны. Однако в справочниках 1930-х гг. в скобках добавлялось: бывший Таврический.

В 1930-е гг. в парке построили эстраду для цирка шапито, возвели развлекательные сооружения и аттракционы.

В летопись блокадного Ленинграда вписано событие, произошедшее 5 ноября 1941 г. В эту ночь младший лейтенант Алексей Севастьянов над Таврическим садом таранил фашистский истребитель «Хенкель-111». Оба самолета рухнули в сад. Вражеского летчика арестовали на улице Маяковского, а Севастьянова, приземлившегося с парашютом на территории завода имени Ленина, представили к званию Героя Советского Союза.

Всего за годы Великой Отечественной войны в сад были сброшены 43 фугасные бомбы и множество артиллерийских бомб и зажигательных снарядов.

В военные и первые послевоенные годы сад использовался как огород для работников детских больниц Смольнинского района. Тогда же архитектор Давид Гольдгор подготовил проект восстановления сада. В 1948 г. открылась лодочная станция, в 1949 г. по проекту зодчего Д.В. Красовского построили деревянную эстраду.

В 1956 г. бывший Таврический сад вновь переименовали. На сей раз в Городской детский парк, поскольку это место стало после войны любимым местом отдыха ленинградских детей. Через год Красовский построил спортивный павильон и новый деревянный мост, а у входа со стороны Потемкинской улицы в 1957 г. установили памятник В.И. Ленину работы скульптора Вениамина Пинчука. Этот памятник в 1990-е гг. неизвестные вандалы несколько раз обливали красной краской, в итоге его демонтировали.

Между тем с этого памятника началась эпопея монументального искусства в Городском детском парке. По инициативе пионеров 58-й средней школы Ждановского (ныне — Приморского) района 9 ноября 1957 г. заложили памятник пионерам-героям, отдавшим жизнь при защите Ленинграда в годы Великой Отечественной войны. Деньги на него ленинградские пионеры зарабатывали на субботниках. Памятник работы скульпторов Ивана Костюхина, Виталия Новикова и архитекторов Александра Алымова и Ф.А. Чеппера открыли 10 ноября 1962 г. Под горельефным изображением мальчиков и девочек, защищавших в годы войны город наравне со взрослыми, высечена надпись: «Юным героям обороны города Ленинграда».

В те же годы на месте разобранного деревянного павильона общества садоводов построили кинотеатр «Ленинград», спроектированный архитектором Ильёй Чашником.

В 1970 г., к 100-летию В.И. Ленина, 11-я мастерская института «Ленпроект» осуществила проект реконструкции Городского детского парка. В частности, на центральной аллее соорудили новую эстраду, устроили гранитный спуск к воде перед памятником пионерам-героям. Появилась и Аллея пионеров-героев, вдоль которой установили стенды, рассказывавшие о подвигах юных защитников Ленинграда. Аллея пионеров-героев существует и сейчас, но в 1990-е гг., после распада СССР, исчезли стенды.

19 мая 1975 г. Таврическому саду официально вернули историческое название — единственный случай за все советское время, исключая годы перестройки. Впрочем, никто из горожан его никогда иначе не называл.

На закате советской власти, 14 мая 1990 г., в Таврическом саду появился бюст Петра Ильича Чайковского работы скульптора Бориса Плёнкина и архитекторов Александра Чернова и Жана Вержбицкого.

3 октября 1995 г., в 100-летний юбилей Сергея Есенина, в Таврическом саду установили ему памятник. Авторы монумента — скульптор Альберт Чаркин и архитекторы Сергей Михайлов и Феликс Романовский. Интересно, что обработку мрамора скульптор окончательно завершил в 2001 г.

В 2000-е гг. предпринимались неоднократные попытки сократить территорию сада за счет строительства элитного жилого комплекса на месте оранжерей. В итоге ликвидировали небольшой городок аттракционов со стороны Потемкинской улицы и на его месте возвели крытый элитный бассейн.