Blue Flower

Екатерининский сквер

Екатерининский сквер расположен на площади Островского, между Невским проспектом и Александрийским театром и существует с 1832 г.

Здание театра, построенное Карлом Росси, стало центром грандиозного ансамбля, над которым зодчий трудился около двух десятилетий. До этого времени огромное пространство от Невского проспекта до Фонтанки оставалось неорганизованным, хотя на нем и существовал театр.

Автор проекта сквера — также Карл Росси, а непосредственно вел работы подмастерье Яков Фёдоров.

Первоначально сквер был овальной формы. По контуру шла извилистая дорожка с устроенными по обеим двадцатью двумя клумбами.

Первое название сквера — Александрийский. Он перенял имя Александрийской площади, которая получила его в том же 1832 г. по театру, театр же, в свою очередь, назван в честь супруги императора Николая I Александры Фёдоровны.

В 1872-1873 гг. сквер увеличили в размерах и переустроили по проекту архитектора Давида Гримма в связи с установкой памятника Екатерине II, торжественное открытие которого состоялось 24 ноября 1873 г.

Сквер стал прямоугольным со скругленными углами, а площадь его увеличилась на 0,3 га. По периметру сквера шла аллея, которая повторяла его контуры. Поперечная аллея делила сквер на две неравные части, в которых устроили квадратную и прямоугольную площадки. Памятник находился в северной части, на квадратной площадке.

Монумент создал художник Михаил Микешин. Михаил Осипович прославился после того, как он стал автором памятника «Тысячелетие России» в Новгороде. Как и в Новгороде, над моделями фигур трудился не один человек. Саму Екатерину ваял Матвей Чижов, а ее сподвижников — Александр Опекушин. Вот и здесь идея новгородского монумента отчасти повторена. Бронзовая статуя императрицы — само величие России, территория которой за время ее правления значительно выросла. Вокруг нее стоят девять выдающихся российских деятелей второй половины XVIII столетия: военачальники Пётр Александрович Румянцев-Задунайский, Григорий Александрович Потёмкин, Александр Васильевич Суворов, Алексей Григорьевич Орлов-Чесменский, флотоводец Василий Яковлевич Чичагов, канцлер Александр Андреевич Безбородко, президент

Императорской Академии художеств Иван Иванович Бецкой, поэт, государственный деятель и сенатор Гаврила Романович Державин и председатель Академии наук Екатерина Романовна Дашкова.

Понятно, что все они прославились в екатерининскую эпоху. При этом стоит отметить, что Дашкова было подругой императрицы, Бецкой — личным ее секретарем, а Григорий Потёмкин — фаворитом, то есть любовником. Впрочем, то же самое рассказывали и про остальных (кроме Дашковой, конечно).

Сквер обнесли проволочной оградой с шестью входами: по два — со стороны Аничкова сада и Публичной библиотеки и но одному — со стороны театра и Невского проспекта. Но таким сквер, который стал называться Екатерининским, просуществовал совсем недолго.

В 1878-1880 гг. его вновь переустроили. Автором проекта переустройства стал директор Императорского Ботанического сада Эдуард Регель. Он ликвидировал окружную и поперечную аллеи и переделал площадки. Вместо двух, существовавших по продольной оси, сделал три круглые площадки. Первая была у Невского проспекта. В средней — самой большой по диаметру — стоял памятник, а от этой площадки к третьей вели три дорожки — одна прямая в центре и две дугообразные по краям.

В 1923 г. Александрийскую площадь переименовали в площадь Островского, в честь русского драматурга, пьесы которого ставились на сцене Александрийского театра. Тогда же и Екатерининский сквер стал официально сквером имени Островского.

В народе же его чаще называли попросту Катькиным садиком, а 4 октября 1991 г. скверу возвратили имя Екатерины II.