Blue Flower

Сквер по обе стороны Кленовой улицы между Замковой и Инженерной улицами, выходящий в северной своей части к Садовой улице и к набережной реки Фонтанки, называется Инженерным, по второму имени Михайловского замка.

Инженерным Михайловский замок стал называться в 1822 г., после того как в нем было открыто Инженерное училище.

По проекту архитектора Карла Росси при переустройстве территории вокруг Михайловского замка засыпали каналы вокруг замка и Обводный канал перед въездом в него со стороны существовавшей тогда площади Коннетабля. К 1829 г. сформировался сквер в форме вытянутого четырехугольника. Через 15 лет сквер расширился за счет присоединения к нему участка, на котором с 1827 г. находился Симеоновский цирк, владельцем которого был француз Жак Турниер. Проект обустройства делал инженер генерал-лейтенант Андрей Данилович Готман. Еще через 20 лет садовый мастер Егор Титов поднял уровень земли в сквере примерно на 27 см за счет подсыпки щебня и чернозема, производителем работ стал член Петербургской городской распорядительной думы Сила Алексеевич Яковлев. 15 июля 1864 г. сквер открыли для публики.

В 1876 г. территория сквера сократилась почти вдвое, поскольку на месте прежнего цирка на углу Инженерной улицы и Фонтанки появилось здание цирка Гаэтано Чинизелли, которое спроектировал и построил Василий Кенель.

В 1880 г. проложили Замковую улицу, также несколько сократившую площадь сквера, зато с западной стороны к нему присоединили участок плаца Инженерного замка, примыкавший к Садовой улице. В 1885 г. на месте существовавшей с момента постройки замка в 1800 г. липовой аллеи проложили новую улицу, два года спустя получившую название Кленовой.

В 1887 г. на участке сквера, примыкавшем к Инженерной улице, выстроили станцию Общества электрического освещения 1886 г., которая сгорела, а вместо нее в 1905 г. появилось здание Замкового пожарного резерва.

В 1930 г. за цирком в стиле конструктивизма построили силовую подстанцию для питания током трамваев. Это — первое архитектурное сооружение в городе на Неве, построенное женщиной. Ее имя — Раиса Коханова.

После Великой Отечественной войны сквер реконструировали по проекту Евгения Катонина, Валериана Кирхоглани и Александра Удаленкова, тогда же восстановили и липовую аллею. Южнее высадили каштаны, но улица все равно осталась Кленовой.

Перед 300-летием Петербурга существовали планы очередного переустройства сквера в связи с желанием директора Русского музея Владимира Гусева восстановить каналы вокруг переданного к тому времени музею Михайловского (Инженерного) замка. В итоге воссоздали лишь фрагмент Воскресенского канала и Тройной мост, ведущий в замок. Однако территория сквера все же сократилась за счет постройки элитного жилого дома (наб. р. Фонтанки, 1), который возвели по проекту архитектурной мастерской Евгения Герасимова.

В начале Кленовой улицы стоит памятник Петру I скульптора Бартоломео Карло Растрелли. Он был создан в период правления Елизаветы Петровны в 1744 г., но более полувека хранился на складе Канцелярии от строений у нынешнего Троицкого моста. Установили монумент только при Павле I в 1800 г. — в пику «Медному всаднику», ибо Павел ненавидел свою мать Екатерину II и все, что было с нею связано. Работы по сооружению поручили архитектору Винченцо Бренне, который после отставки Василия Баженова строил Михайловский замок. В проектировании постамента принимали участие зодчие Фёдор Волков и скульптор Михаил Козловский.

На боковых сторонах пьедестала размещены барельефы, которые под руководством Михаила Козловского делали Иван Теребенёв и Василий Демут-Малиновский: первый — «Полтавскую баталию», второй — «Взятие фрегатов при Гангуте».

Сам Пётр изображен в лавровом венке, в горностаевой мантии и с российскими гербами. Его образ олицетворяет торжество Российской державы. На пьедестале — посвящение от Павла I: «Прадеду правнук».