Blue Flower

Сквер расположен в центре площади Искусств, бывшей Михайловской. В первые годы существования Петербурга здесь было болото, которое в 1716-1717 гг. стало частью обширного Третьего Летнего сада (см. Михайловский сад).

При возведении Михайловского замка сюда перенесли теплицы и оранжереи, располагавшиеся на его месте. После смерти Павла I этот участок был заброшен и превратился в пустырь. Указом царя Александра I от 14 мая 1819 г. предписывалось снести оставшиеся оранжереи и расчистить образовавшуюся здесь свалку.

Сам же сквер создан при организации площади в 1827 г. Его спроектировал архитектор Карл Росси, строивший по повелению Александра I дворец для его брата, великого князя Михаила Павловича. От Михайловского дворца, возведенного в 1825 г., и пошло название Михайловской площади и сквера в центре нее. Производителем садовых работ стал мастер Иосиф Буш.

Первоначально сквер имел форму овала, вытянутого вдоль Инженерной и Итальянской улиц, по периметру которого шла окружная извилистая дорожка, с куртинами по обе ее стороны. Сквер был огражден решеткой, созданной по рисунку Росси.

В 1875 г. решетку частично переустроенного садовником Иваном Визе сквера заменили новой, которую спроектировал инженер-механик торгового дома «Никольс и Плинке» Карл Жоффрио; появились четыре деревянные беседки, замененные архитектором Антонином Лыткиным в 1882 г. на две восьмиугольные.

В начале 1890-х гг. сквер вновь перепланировали по проекту городского садовника Владимира Визе (сына Ивана), устроили в центре его круглую клумбу, окруженную кольцевой дорожкой. В направлении Инженерной и Итальянской улиц проложили дугообразные дорожки, соединявшиеся с окружной.

В июне 1910 г. в сквере построили деревянную будку-грелку для служащих городской железной дороги, принадлежавшей обществу «Гелиос». Через два года появился проект установки в центре сквера конного памятника Александру II, стоящего в античной колеснице, в мантии, с короной на голове. В связи с этим скульпторы Леопольд-Август Дитрих и Василий Козлов и архитектор Мариан Перетяткович предложили переустроить сквер, украсив его двумя пирамидальными фонтанами. Этот проект не был осуществлен.

Главное же изменение произошло в 1957 г., когда с задержкой на четыре года отмечалось 250-летие города. 19 июня в центре сквера установили памятник Александру Сергеевичу Пушкину скульптора Михаила Аникушина и архитектора Василия Петрова.

Примечательно, что в 1937 г., когда отмечалось 100-летие со дня гибели поэта, Биржевую площадь переименовали в Пушкинскую, имея в виду установить на ней памятник Пушкину. Однако и площадь Лассаля, как в ту пору именовалась площадь Искусств, фигурировала в качестве возможного места установки монумента. Начальник отдела по охране памятников, архитектор Николай Белехов, обратился с письмом в Комитет по делам искусств при Совете народных комиссаров СССР: «Мы придаем площади Лассаля особо важное значение как одной из лучших в архитектурном отношении площадей, расположенной в самом центре города Ленинграда, на которой предполагается в дальнейшем установка памятника А.С. Пушкину».

Но до того как слова Николая Николаевича стали реальностью, сквер, пострадавший в годы Великой Отечественной войны, был реконструирован. Еще до войны проект реконструкции всей площади с приданием ей исторического облика разработал Иван Капцюг, а после Победы ею занимались архитекторы Евгений Катонин, Валериан Кирхоглани и Николай Баранов. Сохранив прежнюю овальную форму, они освободили поперечную аллею от насаждений, раскрыв перспективу со стороны Невского проспекта на Михайловский дворец, таким образом воплотив один из элементов замысла Карла Росси — создателя архитектурно-пространственных ансамблей. Посреди широкой аллеи появилась прямоугольная площадка, к которой сходились диагональные аллеи.

На прямоугольной площадке и установили памятник Пушкину — шедевр монументального искусства.

Работая над фигурой поэта, Михаил Аникушин помнил слова писателя Юрия Тынянова, написанные в качестве рекомендации скульпторам, намеревавшимся работать над изваянием поэта: «Нельзя изображать Пушкина неподвижным и застывшим... Движение — вот неотъемлемая черта творчества и характера Пушкина. Именно движение привлекало Пушкина в фальконетовском памятнике».

Остановка в движении — отличительная особенность фигуры поэта, застывшего при чтении стихов. Какие стихи читает поэт на памятнике Аникушина? Есть разные версии. Родственники Михаила Аникушина говорят, что это строки:

В тот год осенняя погода
Стояла долго на дворе.
Зимы ждала, ждала природа.
Снег выпал только в январе.

Но тем и хорош этот памятник, что каждый, кто подходит к нему, может услышать строки, которые хочет услышать:

«Я помню чудное мгновенье, передо мной явилась ты...», «Пока свободою горим, пока сердца для чести живы» или «Красуйся, град Петров и стой неколебимо, как Россия...»