Blue Flower

Скульптор Степан ПименовСтепан Степанович Пименов родился в 1784 г. в Петербурге. Отец будущего скульптора Степан Афанасьевич имел скромный чин губернского секретаря. В 1795 г. мальчика отдали на обучение в Академию художеств. В то время все воспитанники Академии подразделялись на пять возрастов. Степан был зачислен во второй возраст. Он учился в скульптурном классе у М. И. Козловского, педагога, который всего себя отдавал преподаванию и которого дети искренне любили и уважали.
Очень скоро мальчик выделился среди сверстников незаурядными способностями. За успехи его неоднократно награждали. В 1801 г. он получил Большую серебряную медаль «за лепление с натуры», а в 1802 г. — Большую золотую медаль за барельефную композицию «Юпитер и Меркурий, посещающие в виде странников Филемона и Бавкиду». В том же году Пименов принял участие в ответственном студенческом конкурсе на создание надгробного памятника внезапно скончавшемуся любимому учителю М. И. Козловскому. Победителем конкурса стал друг Степана Демут-Малиновский, а Пименов занял второе место и получил Малую золотую медаль. На памятнике он изобразил одинокую музу ваяния, погруженную в скорбную задумчивость. Современники отмечали, что «выполненная С. С. Пименовым модель памятника М. И. Козловскому — одно из поэтичнейших произведений русской скульптуры. В образе печально склонившейся женщины с наброшенным на голову покрывалом ему удалось передать чувство необыкновенно тонкой грусти, исполненной в то же время величавого спокойствия. Редкой красотой отличаются силуэт печально склонившейся фигуры, линия шеи, плечи и жест выразительно опущенной правой руки».
Осенью 1803 г. Пименов закончил Академию с Большой золотой медалью за дипломную работу «Умерщвление двух варягов-христиан, отказавшихся поклониться Перуну». При выпуске он получил аттестат первой степени, шпагу и звание художника 14-го класса. Большая золотая медаль позволяла юноше стать пенсионером Академии и отправиться для дальнейшего образования за границу, но сложная международная обстановка в Европе тех времен не позволила этого сделать. Все лучшие ученики были оставлены при Академии, «дабы под руководством своих профессоров могли они приобресть вящие успехи не яко уже ученики, а как художники». И в дальнейшем Пименов никогда не покидал пределов России.
Закладка Казанского собора по проекту архитектора А. Д. Воронихина явилась знаменательным событием в общественной и художественной жизни того времени. В 1804 г. Пименов включился в работу по созданию скульптуры для этого величественного сооружения. В 1807 г. в бронзе была отлита статуя святого князя Владимира, которую высоко оценили современники. За эту работу молодой скульптор получил звание академика. Тогда же ему поручили создание другой статуи для собора — князя Александра Невского, которой ранее занимался Ф. Ф. Щедрин.
В 1809 г. в возрасте всего 25 лет Пименов был привлечен к преподавательской работе в Академии художеств. По специальному представлению президента Академии ему было присвоено звание адьюнкт-профессора. Преподавательская деятельность скульптора продолжалась почти до самой его смерти.
В том же году Пименова пригласили на должность «управляющего первого инспекциона по скульптурной части» на Императорский Фарфоровый завод. За более чем двадцатилетний срок работы Степан Степанович создал огромное количество моделей посуды, ваз, статуэток и небольших скульптурных композиций, по которым потом создавались фарфоровые изделия.
Сотрудничество с архитектором А. Н. Воронихиным продолжилось при оформлении строившегося здания Горного института. Вместе со своим другом В. И. Демут-Малиновским Пименов создал прекрасные скульптурные группы, установленные на площадке перед портиком здания. Его «Геракл, удушающий Антея» своей пластикой и эпической мощью образов прекрасно сочетался со второй скульптурной группой — «Похищение Прозерпины», автором которой был Демут-Малиновский, и с архитектурными формами всего здания. С камнем при изготовлении композиций работал талантливейший мастер Самсон Суханов.
Выполнял Пименов и частные заказы, такие как надгробный памятник князю М. М. Голицыну (1810 г.), установленный в церкви Донского монастыря в Москве, и скульптурные портреты.
В сентябре 1814 г. Пименов был удостоен звания профессора «по колоссальной статуе, представляющей Славу, и по прежним известным его работам».
В 1815 г. мастер начал работу над скульптурами для нового здания Адмиралтейства, которое строил архитектор А. Д. Захаров. Пименов выполнил 16 статуй для скульптурного убранства главной башни, главного фасада и павильонов со стороны набережной. Статуи олицетворяли стихии, времена года, стороны света и реки. Высеченные из пудостского камня «Огонь», «Лето» и «Воздух» в 1860 г. были заменены вычеканенными из меди, а «Днепр», «Азия», «Америка» и «Нева» до наших дней не сохранились.
Примерно с 1817 г. Степан Степанович начал сотрудничать с архитектором К. И. Росси, сумевшим собрать замечательный творческий коллектив художников-единомышленников.
Вместе с В. И. Демут-Малиновским Пименов вошел в коллектив как один из главных участников. Воплощая замыслы Росси, скульпторы создали множество шедевров. При реконструкции усадьбы Аничкова дворца Пименов выполнил фигуры древнерусских воинов, которые установили на фасадах новых павильонов со стороны Невского проспекта. Также вместе с Демут-Малиновским он принял участие в создании дворцово-паркового ансамбля на Елагином острове и в Михайловском дворце — под началом скульпторов здесь появились монументально-декоративные произведения самого различного характера. В 1820-е гг. для здания Публичной библиотеки Пименов выполнил статуи Платона и Гомера.
Новым этапом совместной творческой деятельности К. И. Росси, С. С. Пименова и В. И. Демут-Малиновского стала работа над пластическим убранством арки Главного штаба. Арка, задуманная как триумфальный памятник победоносному завершению Отечественной войны 1812 г., стала центром архитектурной композиции и открыла проезд с Дворцовой площади на Морскую улицу. Пименов создал рельефные фигуры летящих Слав, трофеев над арками и в софитах арок, а также статую одного из воинов, стоящих между колоннами. Арку венчает гигантская скульптурная группа — фигура крылатой Славы в колеснице с шестеркой коней, ведомых под уздцы воинами в античных доспехах. Снизу она не кажется очень большой, но на самом деле ее размеры грандиозны: ширина конной упряжки 15,5 м, высота коней — 3 м, длина скульптурной группы 9,5 м и высота около 10 м. Вес всей композиции 16 т. Фигура Славы на колеснице и воин, ведущий колесницу правой рукой, выполнены Пименовым. Все скульптурные детали арки Главного штаба вычеканили из листовой меди. Это был первый опыт русских мастеров в создании сложной композиции из подобного материала.
Работа над ансамблем Дворцовой площади стала, пожалуй, лучшим эпизодом творческой биографии скульптора и высшим достижением его искусства.
Продолжая сотрудничество с К. И. Росси, Пименов выполнил для Александрийского театра квадригу Аполлона. Ее установили на здании в 1832 г.
Последней значительной работой ваятеля было скульптурное оформление Нарвских триумфальных ворот (арх. В. П. Стасов), выполненное совместно с В. И. Демут-Малиновским, П. К. Клодтом и другими мастерами в 1827— 1832 гг.
В те же годы на Степана Степановича обрушилась монаршья немилость. Вероятнее всего, поводом послужила выставка в Академии. На ней Пименов представил скульптурные портреты Николая I и его супруги, не понравившиеся императору. Ваятель был обвинен в непрофессионализме и отправлен в отставку.
Несмотря на это, через три года Пименов закончил работу над статуей одного из витязей — старого воина и фигурой крылатой Славы на колеснице, венчающей Нарвские триумфальные ворота.
Степан Степанович Пименов умер 3 апреля 1833 г. Его сын Николай пошел по стопам отца, закончил Академию художеств и стал известным скульптором.