Blue Flower

Арка — главное композиционно-пространственное ядро комплекса зданий Главного штаба. В пропорциях арки Росси стремился к квадрату. Противопоставление света и тени между первой и второй аркой усиливает объемно-пластическое построение всей конструкции. Скульптурный декор сконцентрирован на Триумфальной арке, что увеличивает ее художественное значение, придает обязательную для подобных сооружений парадность и торжественность; арка выступает как памятник героическому прошлому русской армии и всего народа, победе в Отечественной войне 1812 года. Карл Росси был свидетелем окончания войны с Наполеоном, национального и патриотического подъема, охватившего тогда всю Россию. Тот эмоциональный опыт помог гениальному архитектору найти нужное стилистическое направление в работе на Дворцовой площади. Именно тот настрой выразил зодчий в скульптурном украшении арки, нарисованной его рукой и исполненной в натуре лучшими скульпторами того времени — Пи-меновым (фигура гения Победы, рельефы Славы и статуя левого воина) и Демут-Малиновским (колесница Победы). Горельефы из воинских доспехов и оружия — щиты, панцири и шлемы, статуи воинов между колоннами, арматура (щиты, мечи и шлемы) и пара летящих гениев Славы по бокам арки,— все это раскрывает замысел Росси, все это показывает величие побед русского оружия, славу России и торжество добра над злом. Украшением аттика служит барельеф из гирлянд и шлемов.

Венцом всей композиции стала триумфальная колесница Победы с гением Славы, который держит в высоко поднятой левой руке штандарт, увенчанный двуглавым орлом — символом России, и управляет шестеркой летящих к победе в радостном темпе коней. На высоте тридцати шести метров парит этот памятник воинской славы над правильной площадью, придавая всему зданию неповторимость и уникальность.

При всей простоте композиционного решения ансамбля площади, Росси добился колоссального эстетического эффекта. Удивительный, неповторимый вид открылся сквозь арку на Зимний дворец, когда на фоне великолепного Зимнего дворца вырастает Александрийский столп, и, кажется, нет прекрасней вида по лаконичности архитектурных линий и законченности художественных решений. Триумфальная арка Главного штаба была торжественно открыта 24 октября 1828 года. Как нельзя лучше слова знаменитого русского архитектора В. Баженова, сказанные, правда, по-другому поводу, подходят к арке Главного штаба, которая построена: «...к славе великой империи, к чести своего века, к бессмертной памяти будущих времен, к украшению столичного града, к утехе и удовольствию своего народа».