Blue Flower

Василий Васильевич (Вильгельм Иоганн Христиан) Шауб родился 1 января 1861 г. в Петербурге в семье выходца из Германии видного архитектора Василия Ивановича Шауба. Сын пошел по стопам отца, который и был его первым наставником. В 1879 г. Василий Васильевич окончил Главное училище св. Петра (Петришуле) и поступил на архитектурное отделение Академии художеств. В 1884 г. Шауб был аттестован классным художником третьи степени, а через год — классным художником первой степени. После успешного окончания Академии молодой человек служил архитектором в страховом обществе «Саламандра». Благодаря связям отца он почти сразу же начал получать заказы и нередко выполнял их вместе с отцом.
Первой осуществленной работой архитектора была перестройка корпуса мебельной фабрики Ф. А. Мельцера (наб. реки Карповки, 27). За ней последовало расширение комплекса зданий сиротского приюта принца П. Г. Ольденбургского (12-я Красноармейская ул., 36) и Женского института принцессы Терезии Ольденбургской (Каменноостровский пр., 36, — Большой пр. П. С, 73). В 1888-1891-х гг. зодчим были построены особняк К. К. Шредера (Петроградская наб., 32) и солидный доходный дом Ф. А. Гутхейля с пуговичной фабрикой во дворе (5-я линия В. О., 20).
В деятельности Шауба не было спадов. Постоянно совершенствуя свое мастерство, строя ежегодно несколько крупных зданий, он уверенно продвигался в ряд ведущих зодчих города. Вслед за жилыми домами 1890-х гг. (Средний пр. В. О., 16, Стремянная ул., 13, Вознесенский пр., 27, и др.) архитектор создает свое программное произведение — дом И. Е. Ритинга на Кронверкском проспекте, 79. С этого времени он становится ведущим строителем Петербургской стороны.
Эти годы были весьма напряженными для зодчего. Одновременно он строил жилой дом (Прядильный пер., 2), особняк А. Л. Франка (21-я линия, 8), дом Общества помощи ученикам и педагогам (Фонарный пер., 4).
К началу XX века в творчестве Шауба произошел поворот к модерну, и архитектор стал одним из первых адептов нового стиля. Он организовал собственную проектную контору, в которой работал в качестве строительного подрядчика. Архитектор не только много строил, он, по сути, формировал новую городскую среду эпохи модерна. В это время им построен целый ряд домов — образцов модерна (Тележная ул., 23, Гатчинская ул., 11, 11-я линия, 46). Тогда же на крохотном пятачке земли Шауб возвел деловое здание с хорошо запоминающимся обликом — лавку И. А. Алферова (Садовая ул., 23).
Но наиболее весом его вклад, конечно, в преобразование Петербургской стороны, охваченной в начале XX века строительным бумом. Чутко улавливая новые западные веяния, он выработал свой индивидуальный художественный почерк.
Ему довелось создать едва ли не единственный в практике петербургского модерна ансамбль — ансамбль Австрийской площади (пересечение Каменноостровского проспекта и улицы Мира). На восьмиугольной площади архитектор возвел три монументальных дома (дома М. М. Горбова, Э. К. фон Липгарта и К. X. Кельдаля). Проект четвертого здания реализован не был, а ныне стоящий дом был построен уже после воины. Каждый из трех домов глубоко индивидуален и в то же время неразрывно связан с другими. Архитектор словно подытожил путь, пройденный петербургской архитектурой за полвека, проявил уважение к более ранним образцам и показал полное владение всем арсеналом средств художественной выразительности. Осуществление этого замысла еще более укрепило авторитет зодчего. Признавалось, что никто не может соперничать с ним в искусстве авторского надзора, в умении довести дело до конца. Составленные им сметы считались лучшими. Кроме того, Шауб был особенно чуток к внедрению усовершенствованного оборудования, новейших инженерных систем.
Вокруг архитектора сложился коллектив специалистов различных профессий, творческие и дружеские связи с которыми он поддерживал до конца своих дней.
Первое десятилетие нового века — пожалуй, самый плодотворный период деятельности зодчего. Ежегодно в разных частях города возводились его высокие, большого масштаба, типично петербургские дома. Кронверкская ул., 15, Большой пр. В. О., 13/46, ул. Рылеева, 21 и 23, 10-я Красноармейская ул., 14, Средний пр. В. О., 23/44, Курляндская ул., 8, Фурштатская ул., 56, Гангутская ул., 16, Суворовский пр., 38, Кирочная ул., 22, — вот далеко не полный список построек Шауба. Горожанам хорошо известен огромный сурового облика дом 199/128 в самом конце набережной Фонтанки и Садовой улицы у Калинкина моста. Этот дом, эффектно поставленный на углу, прозван горожанами «утюгом».
Большой популярностью пользовался кинематограф «Пикадилли» (ныне «Аврора»), созданный в предреволюционные годы по проекту Шауба и Н. П. Степанова во дворе дома 60 на Невском проспекте. К сожалению, здание было реконструировано в 1920-х гг. Тогда была в значительной степени утрачена изысканная внутренняя отделка.
Шауба высоко ценили за работы в области проектирования мебели и предметов декоративно-прикладного искусства.
Василий Васильевич Шауб построил в Петербурге более восьмидесяти зданий. Это были доходные дома, особняки, общественные и промышленные сооружения. Наряду с П. Ю. Сюзором он был наиболее плодовитым архитектором-строителем своего времени, сыгравшим большую роль в формировании облика нашего города.
Военные и революционные события прервали активную строительную практику зодчего. В советское время он работал архитектором на заводе Вольта, фабрике «Красный Октябрь» и в северо-западном отделении Всесоюзного гос-промтреста, но значительных произведений уже не создал.
Умер Василий Васильевич Шауб 25 сентября 1934 г. Он похоронен в им же спроектированном семейном склепе на Смоленском лютеранском кладбище.