Blue Flower

Архитектор Василий СтасовВасилий Петрович Стасов родился 24 июля 1769 г. в Москве в небогатой дворянской семье. Зимой семья будущего архитектора жила в Москве, а летом выезжала под Серпухов в свое родовое село Соколово.
Учился мальчик в гимназии при Московском университете, где преподавали рисование и черчение, знакомили с искусством и архитектурой.
Когда Василию исполнилось четырнадцать лет, в семье случилось большое горе — умер отец, а через год — старший брат, служивший на флоте. Мальчику пришлось оставить гимназию и поступить на службу в Экспедицию архитектурных дел в звании «архитектора капрала» (чертежника), где он проработал до 1794 г. Здесь будущий архитектор приобрел необходимые графические навыки, изучал архитектуру, начал самостоятельную проектную и строительную практику. В двадцать лет юношу уже привлекали для разработки фасадов зданий, что было для молодого человека особенно почетно.
В 1794 г. Стасов уезжает в Петербург, в Преображенский полк, к которому был приписан. Прослужив несколько месяцев и получив чин подпоручика, он возвращается в Москву. В Москве молодой человек служил в Департаменте герольдики и Главной соляной конторе. В это же время он начал выполнять свои первые заказы. В основном это были здания гостиниц, купеческих домов и дворянских усадьб. Работоспособность и успешно выполненные заказы принесли Стасову большую известность. Тридцатилетний зодчий был произведен в губернские секретари.
Судьбоносным для Стасова оказался проект оформления коронационных торжеств по случаю восшествия на престол императора Александра I. Изобретательность зодчего в решении столь сложной задачи привлекла внимание императора, удостоившего Стасова «высочайшим благоволением». После успешно закончившихся торжеств архитектор подал прошение на имя императора с просьбой разрешить окончание учебы в Парижском национальном институте с последующей поездкой в Италию в Болонскую и Флорентийскую академию. Разрешение было дано, и в 1802 г. Стасов выезжает за границу по маршруту Франция — Англия — Италия. Но из-за наполеоновских войн в Париже ему пришлось пробыть всего полтора года, а в Англию поехать вообще не удалось. Основное время своего пенсионерства архитектор провел в Италии, где побывал в Неаполе, Тоскане, Ломбардии, Венеции, Вероне и Риме. 26 апреля 1808 г. Стасов получил диплом, выданный Римской Академией живописи, скульптуры и архитектуры св. Луки, который свидетельствовал о необычайных заслугах «сеньора Василия Стасова». Академия внесла имя Стасова в списки своих профессоров для того, чтобы он мог пользоваться всеми ее «почестями, прерогативами и привилегиями». Блестящий триумф русского архитектора был вторым после триумфа Василия Баженова, также удостоенного диплома и почетного звания профессора той же Римской Академии. Обратный путь Стасова в Россию лежал через Австрию и Польшу, где архитектор также знакомился с памятниками архитектуры.
По возвращении на родину начинается плодотворный период творчества архитектора, поступившего «на службу в кабинет его величества». С января 1810 г. Стасов должен был начать преподавать полный курс архитектуры, но император распорядился иначе. Стасова оставили для работы «по особым высочайшим повелениям» в Петербурге и прикомандировали в штат столичного генерал-губернатора.
Большое удовольствие доставила архитектору работа над проектом памятника на месте Полтавской битвы. Проект Стасова был утвержден, но его реализация была приостановлена из-за недостатка средств. За этот проект, представленный в совет Академии художеств, зодчий был избран академиком архитектуры.
Первым общественным сооружением, в строительстве которого принял участие Стасов, стал комплекс зданий Академии наук на Васильевском острове. Здание на 1-й линии Васильевского острова (ныне д. 52) дошло до нашего времени после многочисленных перестроек.
Как и многие другие маститые архитекторы, Стасов принимал участие в проектировании и восстановлении царских резиденций в пригородах Петербурга. Пожар 1820 г. в Царском Селе уничтожил значительную часть Большого дворца, восстановлением которого Стасову поручили заняться немедленно. Ремонтные работы зодчий проводил с исключительной осторожностью, оберегая остатки работ своих предшественников. Одновременно Стасов проводил восстановительные работы в Лицее, также пострадавшем во время пожара. Благодаря архитектору была улучшена внутренняя планировка здания, в нем было устроено воздушное отопление вместо печного. За работы в Лицее архитектору была выплачена премия в 3000 рублей.
В Царском Селе на Садовой улице зодчим также были установлены Триумфальные ворота «Любезным моим сослуживцам» — памятник Отечественной войне 1812 года — одно из самых удачных мемориальных сооружений Стасова.
В 1816 г. было решено построить единое здание для гвардейского Павловского полка, которое включило бы в себя все постройки, необходимые для его размещения и расположенные на отведенном участке. К строительству Стасов приступил весной 1817 г., а к 1819 г. весь полк уже разместился в казармах, отстроенных к тому времени полностью. Зодчий создал уникальный комплекс, включивший себя церковь, госпиталь, конюшни, склады, кухни и другие хозяйственные строения, которые были скрыты от города красивейшим фасадом.
Здание казарм прекрасно вписалось в архитектурный ансамбль Марсова поля.
В это же время архитектор приступает к перестройке зданий Конюшенного ведомства. Доминантой здания на Конюшенной площади стала церковь, выделяющаяся среди других корпусов своей высотой и декором. В 1837 г. в ней состоялось отпевание А. С. Пушкина, погибшего на дуэли.
Среди памятников, посвященных победе русских войск в Отечественной войне 1812 года, особое место занимают Нарвские триумфальные ворота, созданные Стасовым вместо обветшавшего сооружения Кваренги. Их торжественная закладка состоялась 26 августа 1827 г., в годовщину Бородинского сражения, на нынешней площади Стачек, которая до 1923 г. носила название Нарвской. Тогда же зодчий проектирует и строит триумфальные ворота на Московском тракте в честь победоносного окончания русско-турецкой войны 1828-1829 гг. и польских событий 1830-1831 гг. В ознаменование постройки триумфальных ворот были отчеканены золотые, серебряные и бронзовые медали, которыми награждались генералы и офицеры, отличившиеся в турецкой, персидской и польской компаниях.
В. П. Стасов входил в Совет по строительству Исаакиевского собора. В 1829 г. зодчему было поручена достройка Смольного собора. Недостроенный собор представлял собой довольно жалкое зрелище. Обладая тонким художественным вкусом, Стасов сумел не только не нарушить замысел гениального Растрелли, но и гармонично ввести шедевр архитектуры XVIII века в окружающую среду. К заслуге архитектора стоит отнести и прокладку новых улиц в сторону Невы и Таврического дворца.
В августе 1827 г. Стасов был назначен «членом Комитета о возобновлении Преображенского всей гвардии собора по составленному им проекту». Коллектив, возглавляемый архитектором, справился со своей задачей за два года. Особую гордость в день его освящения составляли знамена и другие воинские трофеи, взятые в русско-турецкую компанию 1828-1829 гг. По проекту зодчего создана и оригинальная ограда собора, выполненная из трофейных пушек.
Почти одновременно с возведением Спасо-Преображенского собора Стасов проектирует и строит один из красивейших соборов Петербурга — Свято-Троицкий собор на Измайловском проспекте. Впоследствии собор стал одним из памятников славы русского оружия. В честь успешного завершения русско-турецкой войны 1877-1878 гг. против северного фасада собора в 1886 г. была установлена колонна Славы.
За строительство Троицкого собора архитектор был награжден орденом св. Станислава второй степени.
Помимо монументальных сооружений зодчий строил армейские склады по заказу Инженерного департамента, а на углу улиц Марата и Разъезжей (ул. Марата, 53) недавно отреставрировано здание Ямского рынка, также построенное Стасовым. Зодчий перестраивал училище правоведения (наб. Фонтанки, 6), строил дома и усадьбы знати (дом Котомина; Невский пр., 18), восстанавливал интерьеры Зимнего дворца и Малого Эрмитажа.
Стареющий архитектор постепенно отходил отдел, волагая их на своих помощников. Умер зодчий 24 августа 1848 г. на восьмидесятом году жизни. Он похоронен в некрополе Александро-Невской лавры.
Жизнь и творчество Василия Петровича Стасова неотделимы от Петербурга. Здесь ему пришлось решать сложные градостроительные задачи и возводить здания по своим проектам. На родовом гербе Стасовых кроме восходящего солнца, щита с короной и двух крыльев изображены сова и якорь, олицетворяющие верность и надежность. Вся жизнь архитектора прошла как бы под знаком его герба.