Blue Flower

Скульптор Вера ИсаеваВера Васильевна Исаева родилась в Кронштадте 29 марта 1898 г. в семье военного врача. Ее отец В. И. Исаев долгое время возглавлял Военно-морской госпиталь. Девиз отца «Жизнь мчится вперед — спешите трудиться» стал главным и для будущего скульптора. Способности к изобразительному искусству проявились у нее очень рано. С детства Исаева любила рисовать и преуспела в этом на школьных занятиях.
В 1911 г. умер отец Веры, и семья перебралась в Петербург. Будучи ученицей последних классов гимназии, девушка одновременно посещала школу Общества поощрения художеств. Эти занятия были прерваны революцией и Гражданской войной и возобновились только в 1921 г.
Год спустя Исаева поступила на общий курс Высшего художественно-технического института. Ее педагогами стали А. Т. Матвеев, Л. В. Шервуд и М. Г. Манизер. Так и определилась будущая профессия девушки.
В 1927 г. учеба была успешно закончена. Дипломная работа Исаевой называлась «Труд и Оборона». С тех пор скульптор постоянно представляла свои произведения на различных выставках в СССР и за рубежом. Тогда же началась ее преподавательская деятельность в детских учреждениях.
В 1928 г. скульптор выполнила несколько деревянных статуэток, среди которых особенно выделяется фигурка « Мальчик-беспризорник».
В основном творчество Исаевой носило ярко выраженный идеологический характер. Об этом свидетельствуют названия ее произведений: «Комсомольцы в деревне», «Рурский рабочий», «Рабочие читают газету „Правда"», «Рабочие читают газету „Искра"» и многие другие.
В 1935 г. скульптор Н. В. Томский пригласил Веру Васильевну к созданию памятника В. И. Ленину (для города Могилева) и памятника С. М. Кирову (позднее установлен в Ленинграде на проспекте Стачек). Тогда же начался ее продолжительный творческий союз со скульптором Р. К. Тауритом. Вместе они выполнили большое количество произведений, среди которых наиболее известен памятник летчику В. П. Чкалову.
Начало войны застало Исаеву в Москве. Совместно с Р. К. Тауритом она принимала участие в конкурсе на проект памятника двадцати шести бакинским комиссарам. Скульпторам присудили первую премию, но создание памятника было отложено.
Исаевой предлагали остаться в Москве или уехать вглубь страны, но она вернулась в Ленинград.
Через несколько недель замкнулось кольцо блокады. На долю художницы выпало все, что пережили горожане: голод, холод, бомбежки, артобстрелы и смерть близких людей. Она принимала участие в оборонительных работах, дежурила на крышах и, конечно, творила. В мастерскую Веры Васильевны попала бомба, но она продолжала работать у себя в квартире.
В 1942 г. Исаева побывала в одном из партизанских отрядов. Результатом этого стало множество ее рисунков и этюдов. В том же году она выполнила двухметровые статуи «Партизан» и «Партизанка» (были установлены на Невском проспекте весной 1943 г.; погибли от близкого разрыва снаряда). Кроме того, Вера Васильевна создала много скульптурных портретов защитников города и композицию «Кровь за кровь». Всего известно более тридцати ее работ блокадного периода.
Напряженная работа скульптора продолжилась и после окончания Великой Отечественной войны. В своих заметках она часто повторяла: «Задача скульптора — изображать жизнь», и неуклонно следовала своему правилу. Об этом говорят названия ее произведений послевоенных лет: «Комсомолец-рабочий», «Молодой рабочий», «Рабочий-поэт», «Шеренга молодежи», «Докеры», «Огородница» и многие другие.
В послевоенные годы Исаева также создала барельефы для оформления здания аэропорта в Ленинграде и павильонов ВДНХ в Москве. В 1955 г. для станции метро «Балтийская» в Ленинграде она выполнила барельеф адмирала Ф. Ф. Ушакова. Произведения скульптора украшали общественные здания в различных городах бывшего СССР. Сейчас многие из них входят в коллекции российских музеев.
Однако более всего Исаева известна как автор величественной фигуры Матери-Родины на Пискаревском кладбище. Идея создания мемориала родилась сразу после окончания войны. Уже в 1945 г. проводились первые конкурсы. В 1948 г. была утверждена концепция монумента. Его предложили выполнить Исаевой. Распавшееся на время войны содружество со скульптором Тауритом возобновилось. На создание проекта мемориала ушло почти десять лет. Только в 1955 г. началось его сооружение.
Одновременно скульптор работала и над другими монументами — памятником изобретателю радио А. С. Попову (установлен в 1959 г. на Каменноостровском проспекте) и памятником писателю М. Горькому (установлен после смерти скульптора, в 1968 г. на Кронверкском проспекте).
8 марта 1960 г. Вера Васильевна была награждена орденом Ленина
9 мая 1960 г. состоялось открытие мемориала на Пискаревском кладбище, но Исаева не дожила до этого события. Она умерла в Петербурге 19 апреля 1960 г.
Вера Васильевна оставила после себя более ста сорока скульптур и свыше шестисот рисунков.
В 1963 г. за создание фигуры Матери-Родины скульптору посмертно присудили золотую медаль и диплом первой степени.