Blue Flower

Скульптор Владимир БеклемишевВладимир Александрович Беклемишев родился 3 августа 1861 г. в городе Екатеринославе (ныне Днепропетровск) в семье художника-декоратора. Почти сразу после его рождения семья будущего скульптора переехала в город Харьков.
Начальное образование мальчик получил во Второй Харьковской гимназии, азы художественного — под руководством своего отца. Затем он стал посещать студию харьковского художника Е. Е. Шрейдера, а также учился в Рисовальной школе М. Д. Раевской-Ивановой.
В 1878 г. юноша приехал в Петербург, где стал вольнослушателем Академии художеств. На следующий год он поступил в скульптурный класс Академии. Его преподавателями были А. Р. фон Бок и Н. А. Лаверецкий.
К 1885 г. Владимир уже имел три Малые и одну Большую серебряные медали. В 1886 г. за барельеф «Каин, мучимый совестью после убийства брата» Беклемишев получил Малую золотую медаль, а в следующем году за барельеф «Положение во гроб» — Большую золотую медаль, которая давала право на пенсионерскую заграничную поездку.
В сентябре 1887 г. молодой скульптор начал преподавать в Рисовальной школе Общества поощрения художеств, но уже в январе следующего года выехал в Париж, откуда позднее перебрался в Рим. Наиболее известным произведением итальянского периода его творчества стала работа «Христианка первых веков». В то же время появились и его первые скульптурные портреты.
В 1892 г. Беклемишев вернулся в Россию, где за работы, выполненные в Риме, был удостоен звания академика. Всеобщее внимание на выставке 1892 г., в которой принимал участие Беклемишев, привлекла небольшая бронзовая статуэтка «Как хороши, как свежи были розы», выполненная скульптором по мотивам одноименного произведения И. С. Тургенева. В числе других известных работ, созданных Владимиром Александровичем в те годы, были статуя «Святая Варвара-великомученица» и жанровая композиция «Деревенская любовь».
В 1894 г. Беклемишев стал профессором — руководителем скульптурной мастерской Высшего художественного училища при Академии художеств. С тех пор активная педагогическая деятельность заняла важнейшее место в его жизни. Среди учеников профессора были будущие скульпторы М. Г. Манизер, В. В. Лишев, Л. В. Шервуд, А. С. Голубкина и многие другие. В 1900 г. скульптор вошел в Совет Академии художеств, а в 1906 г. стал ректором ее скульптурного отделения.
Преподавание не мешало плодотворной творческой деятельности Беклемишева. В разное время он выполнил скульптурные портреты физика Н. Н. Бекетова, художников В. Е. Маковского и А. А. Риццони, музыкантов М. П. Беляева и В. И. Сафонова. В 1914 г. бюст А. И. Куинджи работы мастера был установлен на могиле художника на Смоленском кладбище (сейчас он находится в Некрополе мастеров искусств Александро-Невской лавры).
Были у скульптора работы и в монументальной пластике. В 1897 г. в Петербургской консерватории установили большую мраморную статую композитора П. И. Чайковского, выполненную Беклемишевым. В 1904 г. были открыты еще два памятника, созданные по его проекту: писателю А. С. Грибоедову в русском посольстве в Тегеране и атаману Ермаку в Новочеркасске. В 1908 г. перед зданием Военно-медицинской академии появилась новая работа скульптора — памятник выдающемуся ученому и врачу С. П. Боткину.
Летом 1917 г. Беклемишев состоял в комиссии по разработке нового устава Академии художеств. После Октябрьского переворота он был отстранен от преподавания и был вынужден покинуть Петроград.
Владимир Александрович Беклемишев умер в 1920 г. в городе Новоржеве Псковской губернии. Он был похоронен на Смоленском кладбище.