Blue Flower

Архитектор Владимир ЩукоВладимир Алексеевич Щуко родился 5 июля 1878 г. в Берлине в семье отставного военного. Вскоре семья будущего архитектора вернулась в Россию и обосновалась в Тамбове.
Мальчик получил образование в тамбовском реальном училище и тогда же начал заниматься рисованием и живописью. В 1896 г. юноша приехал в Петербург, где поступил вольнослушателем в Академию художеств. Уже через полгода он был зачислен на первый курс архитектурного отделения. Щуко учился в мастерской Леонтия Николаевича Бенуа — одного из крупнейших зодчих того времени, человека широких взглядов и большой профессиональной культуры. Мастерская Бенуа была ведущей мастерской Академии конца XIX — начала XX века. Леонтий Николаевич умел внушить студентам серьезное отношение к проблемам зодчества, развивал в них способность к самостоятельному мышлению, никогда не навязывая своих вкусов.
Одновременно с архитектурой Владимир Щуко учился живописи в мастерской И. Е. Репина, который рекомендовал молодому человеку целиком посвятить себя живописи. Занятия изобразительным искусством развили глаз и руку юноши.
С 1902 г. для изучения древнего русского зодчества в учебную программу Академии были введены поездки по старинным городам центральной и северной России. В 1903 г. в такую поездку отправился и Щуко. В его маршруте были Псков, Новгород, Ярославль, Белозерск.
В 1904 г. за дипломный проект Щуко получает золотую медаль, что, по давней академической традиции, дает право на пенсионерскую поездку за границу, за время которой лучшие выпускники Академии совершенствовались, изучая подлинные антики.
Щуко посетил Стамбул, Афины, Рим, Венецию и Флоренцию. Результатами поездки была выставка пенсионерских работ, которая имела такой успех, что автор получил разрешение на вторую командировку. В Академии это случалось крайне редко. На этот раз Щуко ограничил свой маршрут только Италией, подолгу задерживаясь в Мантуе, Венеции, Риме. Знакомство с архитектурным наследием эпохи Возрождения завершило формирование творческой личности молодого архитектора. В 1907 г. он возвратился в Петербург.
Архитектура первых крупных строений молодого зодчего ярко продемонстрировала его творческий метод. Этот метод заключался в том, что, по новому используя приемы и формы классической архитектуры, Щуко придавал современному сооружению величие и выразительность. Зодчий становится одним из самых характерных мастеров нового архитектурного направления — неоклассицизма. Его первые крупные сооружения — два жилых дома на Ка-менноостровском проспекте (дома 63 и 65), выполнены именно в этом стиле. Оба здания принадлежали военному инженеру К. В. Маркову, который принимал участие в их проектировании. В доме 65 была квартира самого архитектора, а в мансарде этого же дома располагалась его творческая мастерская, где архитектор начал передавать свои знания молодому поколению.
Одновременно с этим Щуко преподает в Женском политехническом институте, где ведет курс архитектурного рисования и декоративной композиции, а с 1913 г. возглавляет Женские архитектурные курсы, впоследствии преобразованные в Архитектурный институт. Ректором этого института Щуко был до 1926 г.
По проектам зодчего в 1911 г. в Турине и Риме были построены два павильона для Международной выставки в Италии. В том же году Академия художеств по представлению Л. Н. Бенуа, Г. И. Котова и Ф. Г. Бернштама присудила Щуко звание профессора архитектуры — «за известность на художественном поприще». В 1914 г. по проекту архитектора была выполнена отделка одного из помещений библиотечного комплекса Академии художеств — Памятного зала.
Революция, грянувшая в России, надолго прекратила практическую деятельность русских архитекторов. В 1918 г. при Наркомпросе был учрежден архитектурно-строительный отдел, в число сотрудников которого вошел и Щуко. В том же году собрание Академии избрало его на должность профессора Высшего художественного училища по архитектурному отделению. К преподавательской работе в Академии зодчий приступил в 1920 г. и вел ее девять лет.
К проектной работе архитектор вернулся только в 1922 г. Год спустя по совместному проекту Щуко и Гельфрейха были построены пропилеи Смольного — один из первых памятников советской архитектуры в нашем городе. По проекту архитекторов ансамбль был дополнен сооружением памятника В. И. Ленину, выполненного скульптором В. В. Козловым. Творческий «тандем» архитекторов продолжился возведением у Смольного собора памятников К. Марксу и Ф. Энгельсу. Памятник В. И. Ленину по проекту архитекторов был установлен и у Финлянского вокзала (скульптор С. А. Евсеев).
В 1920-х гг. имя В. А. Щуко приобретает всесоюзную известность. Он участвует в многочисленных конкурсах, выполняет крупные заказы. Вплоть до 1934 г. из его мастерской выходят десятки проектов общественных зданий для Москвы, Харькова, Ростова-на-Дону, Тулы, Киева и других городов.
В 1930-е гг. Щуко стал одним из ведущих зодчих нашей страны. Он был одним из организаторов Союза советских архитекторов в 1932 г. В 1934 г. архитектор переехал в Москву.
В. А. Щуко умер в 1939 г., до своих последних дней продолжая напряженную работу.