Blue Flower

Скульптор Всеволод ЛишевВсеволод Всеволодович Лишев родился 25 сентября 1877 г. в Петербурге в семье военного инженера. По семейной традиции мальчик должен был стать военным, и его отдали в Павловское военное училище. Но служба не прельщала юношу, его влекла скульптура.
Закончив училище, в 1906 г. Лишев поступил в Академию художеств. Его преподавателями в скульптурном классе были Г. Р. Залеман и В. А. Беклемишев. Уже тогда учителя прочили молодому человеку блестящее будущее в русском искусстве.
В 1913 г. курс Академии был успешно завершен, но полагавшейся заграничной командировке помешала Первая мировая война.
Молодой скульптор остался работать при Академии художеств. Всего за четыре года он создал памятники Петру I, генералам Р. И. Кондратенко и Н. П. Слепцову, ученому-географу П. П. Семенову-Тянь-Шанскому, композитору М. П. Мусоргскому, писательнице М. В. Крестовской. Тогда же он спроектировал памятники императору Александру II, императрице Марии Федоровне, писателю Н. В. Гоголю, художнику Я. Ф. Ционглинскому. В 1916 г. Лишев выполнил скульптурный портрет своего учителя профессора В. А. Беклемишева.
В том же году Лишев был приглашен на должность преподавателя в Академию художеств. В этом заведении, в последующие годы не раз подвергавшемся реорганизации, Всеволод Всеволодович проработал до 1929 г.
В 1918 г. скульптор принял участие в ленинском плане монументальной пропаганды. Он создал памятники Н. А. Некрасову, К. Марксу, скульптурные портреты французских революционеров Ж. П. Марата и Л. Ш. Делеклюза, композицию «За мир и свободу».
В 1930-х гг. Лишев много работал над созданием скульптурных портретов руководителей Коммунистической партии и советского правительства. Также он стал автором декоративных фигур «строителей социализма», установленных в новом корпусе библиотеки им. В. И. Ленина в Москве.
Перед войной Лишев победил в конкурсе на создание памятника Н. Г. Чернышевскому в Ленинграде. Статую отлили в бронзе весной 1941 г., но установили только через шесть лет, уже после окончания войны.
С началом Великой Отечественной войны Лишев остался в осажденном Ленинграде и прошел через все испытания и страдания блокадного города. В то время в возрасте 64 лет скульптор создал уникальную серию произведений о трагедии и беспримерном мужестве ленинградцев. Из пластилина он вылепил маленькие статуэтки — сцены жизни осажденного города «Проверка документов», «Девушка-беженка», «Драка первобытных за пищу», «Драка», «Дежурство у ворот дома», «Очередь», «Снова на фронт», «Мертвая» и многие другие. Всего же за время блокады Всеволод Всеволодович выполнил более 50 скульптурных работ — фигур, скульптурных групп, композиций, эскизов, портретов, натурных набросков.
В 1946 г. в доме на Литейном проспекте, где долгое время жил Н. А. Некрасов, был открыт Мемориальный музей-квартира поэта. В сквере напротив дома установили бронзовый бюст писателя, выполненный Лишевым еще в 1922 г.
В 1947 г. скульптор возобновил свою преподавательскую деятельность в Академии художеств и не прекращал ее до конца своих дней. В 1949 г. Лишев стал действительным членом Академии художеств СССР.
Преподавание не мешало занятиям монументальной скульптурой. В 1951 г. в селении Колтуши под Ленинградом был установлен памятник академику И. П. Павлову, выполненный по проекту скульптора, а в 1959 г. — памятник А. С. Грибоедову перед зданием Ленинградского ТЮЗа.
Но лучшей своей работой Лишев считал скульптурную композицию «Мать», являющуюся своеобразным реквиемом героическим защитникам Ленинграда. Первые эскизы проекта появились еще в 1953 г., и только через пять лет достигнув оптимального решения, мастер выполнил ее в мраморе. Он считал композицию «Мать» наиболее значительной и важной из своей серии «Защитники Ленинграда».
В 1957 г. Лишеву было присвоено звание народного художника СССР.
Всеволод Всеволодович Лишев умер в Ленинграде 15 августа 1960 г. Он был похоронен на Шуваловском кладбище.
Уже после смерти скульптора в 1961 г. по его модели был отлит памятник педагогу К. Д. Ушинскому, установленный перед главным входом в здание Педагогического университета им. А. И. Герцена.