Blue Flower

Жак Доменик (Яков Иванович) Рашетт родился 14 декабря 1744 г. во французском городе Монпелье в семье скульптора Д. Рашетта. Почти сразу после появления ребенка на свет родители уехали в Данию, где Рашетту-старшему была предложена работа.
Получив общее образование, юноша поступил в Королевскую академию живописи, скульптуры и архитектуры в Копенгагене, где учился у профессора Ж. Ф. Ж. Салли.
В 1763 г. за рельеф «Переход через Красное море» Рашетт был награжден Малой золотой медалью, а в 1764 г. За рельеф «Царица Савская в гостях у Соломона» — Большой золотой медалью.
В 1765 г. молодой скульптор приехал в Париж, где некоторое время занимался в Королевской академии живописи и скульптуры под руководством профессора Ж. М. Виена. В этом же году за содействие графу С. Р. Воронцову в вербовке французских мастеров на русскую службу Рашетта арестовали и поместили в Бастилию.
В 1766 г. после освобождения скульптор вернулся в Данию. Попытка стать членом Копенгагенской академии художеств успехом не увенчалась, это удалось ему только через пять лет.
В Дании Рашетт женился. Родители невесты были против этого брака, и в 1770 г. молодым пришлось уехать в Германию.
В 1773-1777 г. ваятель работал над скульптурным оформлением замка Виндсбек близ Гамбурга.
В 1779 г. князь А. А. Вяземский пригласил скульптора в Петербург на должность модельмейстера Императорского Фарфорового завода. Тогда Рашетт не предполагал, что обретет в России вторую родину. Должность модельмейстера скульптор занимал вплоть до 1804 г. Впоследствии он принял на себя практически все художественное управление производством.
В конце XVIII в. на европейских фарфоровых заводах отметилась тенденция к воплощению в фарфоре и бисквите (неглазурованном фарфоре) античной скульптуры и произведений известных скульпторов XVIII в. Творчество Рашетта во многом определило развитие аллегорической, мифологической, жанровой и портретной скульптуры в изделиях Императорского Фарфорового завода. Именно в это время здесь были созданы крупные парадные ансамбли, ставшие шедеврами русского декоративно-прикладного искусства. Среди них стоит отметить сервизы «Арабесковый» из 937 предметов, темой которого послужило завоевание Россией Черного моря, и «Кабинетский». Тогда же появилось на свет большое количество фигурок из серий «Торговцы и ремесленники» и «Народности России» (основой для последней послужила книга И. Г. Георги «Описание всех в Российском государстве обитающих народов»). Все произведения скульптора отличались пластическим совершенством и гармонией цветовых решений. И по сей день время работы скульптора на Императорском Фарфоровом заводе называется «рашеттовским периодом».
Но не только этим ограничивалась деятельность мастера. В 1785-1787 гг. по приглашению архитектора Ч. Камерона он принял участие в создании интерьеров Холодных Бань и Агатовых комнат в Царском Селе. Затем Рашетт создал статую императрицы Екатерины II (1788 г.), позже установленную в Полюстровском парке, статую фельдмаршала Румянцева-Задунайского (1793 г.) и другие работы. К сожалению, многие из них впоследствии были утрачены.
В 1793 г. Рашетт создал модель для бюста императрицы Екатерины II по мраморному оригиналу Ф. И. Шубина. Бюст был выполнен в терракоте и бисквите.
В 1800-1806 гг. мастер принимал участие в создании скульптур для оформления Петергофских парков. В частности, для Большого каскада он изваял статуи «Нереида Галатея», «Юнона», «Юпитер» и две скульптурные группы «Наяда с тритоном». Для Желтого зала в Екатерининском корпусе дворца Монплезир он выполнил четыре барельефа, в аллегорической форме прославляющих архитектуру, музыку, театр и науку.
В 1804-1809 гг. по приглашению архитектора А. Н. Воронихина Рашетт работал над оформлением фасадов и интерьеров Казанского собора — в частности, над барельефами «Вход Господен в Иерусалим» и «Взятие Иисуса Христа воинами в Вертограде».
Среди современников пользовались популярностью и скульптурные портреты Рашетта. В разное время он выполнил бюсты математика Л. Эйлера, поэта Г. Р. Державина и его жены Е. А. Державиной, горнозаводчика П. А. Демидова, канцлера князя А. А. Безбородко и многих других.
В 1784 г. мастеру было присвоено звание почетного члена Берлинской академии художеств.
Творчество скульптора по достоинству оценили и в Императорской Академии художеств. В 1785 г. за статую «Река Волга» он был удостоен звания академика, в 1794 г. стал адъюнкт-профессором Академии, а в 1800 г. — профессором.
Среди друзей скульптора были архитектор Н. А. Львов и поэт Г. Р. Державин.
Жак Доменик Рашетт умер в Петербурге 10 июня 1809 г. Он был похоронен на Смоленском лютеранском кладбище.