Blue Flower

Архитектор Жан Батист Валлен-ДеламотЖан Батист Мишель Валлен-Деламот родился в 1729 г. во Франции в городе Ангулеме. По материнской линии он принадлежал к известному во Франции роду Блонделей. О детстве будущего архитектора сведений нет. Известно только, что двадцатилетним юношей он поступил во Французскую академию в Риме, которую успешно закончил. Известно, что он много путешествовал по Италии, где изучал архитектурное наследие античности. Вернувшись в Париж, юноша начал работать помощником у своего дяди архитектора Франсуа Блонделя.
Молодой архитектор принял участие в конкурсе на проект оформления одной из центральных площадей Парижа — площади Людовика XV (ныне площадь Согласия). И хотя его проект не был утвержден, этот факт сыграл важную роль в совершенствовании профессионального мастерства зодчего.
18 июня 1759 г. через полномочного и чрезвычайного русского посла при французском дворе графа М. П. Бестужева-Рюмина с тридцатилетним архитектором был подписан контракт на работы в России в качестве архитектора сроком на три года. В задачу архитектора также входило обучение архитектуре российских талантов. Впоследствии контракт был продлен еще на три года.
К этому времени Валлен-Деламот уже считался маститым архитектором, проявившим себя как мастер своего дела. Он был членом Флорентийской и Болонской академий, однако опыта практического строительства у него почти не было.
В Петербурге второй половины XVIII века все больше внимания уделялось постройкам общественного назначения. Наряду с дворцовыми и культовыми сооружениями активно возводились здания учебных заведений, административные, коммерческие. Руководила всем этим обширным строительством Комиссия о каменном строении Санкт-Петербурга и Москвы. Она же занималась и вопросами планировки. Валлен-Деламот, сочетавший преподавательскую деятельность со строительной практикой, также включился в проектирование и возведение этих сооружений.
Одной из первых работ архитектора в Петербурге стал проект каменного Гостиного двора. Проект разрабатывался по распоряжению президента Академии художеств графа И. И. Шувалова. Строительство началось в 1761 г., но двигалось крайне медленно. На первом этапе к строительству был также привлечен А. Кокоринов.
В 1762 г. император Петр III отстранил Валлен-Деламота от строительных работ, поставив ему в вину присвоение чужого замысла. Валлен-Деламот действительно сохранил общий прием композиционного решения Гостиного двора, разработанный Растрелли, но значительно упростил и удешевил проект предшественника, отказавшись от пышности и декоративности барочных архитектурных форм. Однако с воцарением Екатерины II положение французского зодчего снова упрочилось. Архитектор предложил новый вариант фасада, и императрица его утвердила. К1767 г. было закончено строительство корпуса, выходящего главным фасадом на Невский проспект, но темпы строительства снова вызвали недовольство столичных властей. Многие сомневались, что архитектор вообще сможет довести дело до конца. И это оказалось правдой. В 1768 г. Валлен-Деламот окончательно отошел от строительства, а в 1775-м вообще покинул Россию, не увидев свой замысел воплощенным.
Однако за шестнадцать лет, прожитых архитектором в России, он осуществил много замечательных проектов.
В 1762 г. по проекту зодчего началось строительство главного католического храма Петербурга — костела св. Екатерины на Невском проспекте. Руководил строительством А. Ринальди. Сложность проекта заключалось в том, что здание костела было необходимо уместить между двух существующих домов уже застроенной главной магистрали города. Валлен-Деламот блестяще справился с этой задачей. В костеле были погребены последний король Польши Станислав Август Понятовский (в 1938 г. его прах был возвращен Польше) и французский генерал Ж. В. Моро. В 1855 г. в этом храме отпевали архитектора О. Монферрана.
В конце 1763 г. вместе с А. Ф. Кокориновым архитектор приступил к работе над проектом здания Академии художеств. В этой крупнейшей их совместной работе впервые в русской архитектуре четко обозначились принципы классицизма — уравновешенность и симметрия композиции, величавая торжественность внешнего облика, использование колоннады в качестве основы организации фасадов. Замысел зодчих сформировался к 1764 г., и в этом же году начались строительные работы. Но даже после этого Кокоринов и Деламот продолжали совершенствовать проект, уточняя его детали. Строительство предполагалось закончить к 1778 г., но из-за недостатка финансирования оно двигалось очень медленно, а порой вообще приостанавливалось. Строительные работы завершились только к 1789 г., когда архитектора уже не было в России, а отделка здания продолжалась вплоть до 1810 г. Здание Академии художеств было еще одним произведением архитектора, которое он также не смог увидеть.
Еще одной работой Валлен-Деламота явилось строительство здания Малого Эрмитажа с висячим садом и галереей для размещения художественных коллекций, пристроенного к Зимнему дворцу в 1764— 1775 гг. До этого Валлен-Деламот выполнил большое количество проектов интерьеров для Зимнего дворца. По замыслу Екатерины II в Малом Эрмитаже должна была разместиться коллекция картин и других Предметов Искусства, которые императрица приобретала на европейских аукционах. Там же Екатерина II устраивала увеселительные вечера с играми и спектаклями — малые эрмитажи. Архитектор прекрасно справился с поставленной задачей, органично вписав свое творение в комплекс зданий, расположенных в непосредственной близости от Зимнего дворца и образующих с ним единое целое.
В 1765 г. по приказу Екатерины II зодчего привлекли к работам, проводимым Адмиралтейств-коллегией в «Новой Голландии», которыми до этого занимался С. И. Чевакинский.
Валлен-Деламот исполнил проект фасадов, а также эффектной арки над каналом, ведущим в бассейн внутри острова. Величественный портал «Новой Голландии» с аркой над каналом является одним из шедевров петербургской архитектуры и символом нашего города.
Выполнял зодчий и частные заказы. Вместе с А. Ф. Кокориновым им был построен дворец графа К. Г. Разумовского (ныне РГПУ им. А. И. Герцена). Дворец является прекрасным образцом архитектуры переходного периода от барокко к классицизму. На набережной Мойки Валлен-Деламот перестроил двухэтажный дом И. П. Шувалова, превратив его в дворец, известный нам как Юсуповский (наб. Мойки, 94). Архитектор также предположительно является автором проекта усадьбы «Александрино» на Петергофской дороге (пр. Стачек, 162) для президента Адмиралтейств-коллегий графа И. Г. Чернышева.
И, конечно, много времени у зодчего занимала преподавательская деятельность. Среди молодых людей, которым он передал свое мастерство, нужно назвать выдающихся русских архитекторов-классицистов Ивана Старова и Василия Баженова. Старов трудился в Петербурге, Баженов в основном в Москве.
Но Россия не стала второй родиной архитектора. В 1775 г. он покинул Россию. Возможно, на его отъезд повлияла смерть его друга и коллеги А. Ф. Кокоринова.
Чем занимался архитектор по возвращении во Францию, неизвестно. В российских источниках нет упоминаний о творениях зодчего во Франции.
Валлен-Деламот умер в своем родном городе Ангулеме 17 апреля 1800 г. Французский зодчий оказался одним из основоположников русского классицизма.