Blue Flower

Архитектор Жан Франсуа Тома де ТомонО детских и юношеских годах французского архитектора Жана Франсуа Тома де Томона история оставила очень мало сведений, и зачастую они противоречивы. По одним данным он родился в 1759 г. в Нанси, по другим — в 1760 г. в Берне. Образование будущий архитектор получил во Франции, где его отец находился на военной службе. Юный Жан Франсуа с детства имел склонность к рисованию и поступил в Парижскую Академию архитектуры, которую с успехом закончил. Как лучший ученик, Тома де Томон получил от Академии большую Римскую премию для продолжения образования в Италии. Проживая в Риме, он увлекся архитектурными памятниками императорского Рима, которые изучал с большим увлечением. Пристрастие к античному стилю, безусловно, нашло отражение в проектах и постройках Тома де Томона. Там же, в Италии, он проявил себя как замечательный мастер архитектурного рисунка. Пейзажии перспективные виды он писал также маслом и акварелью. Из Рима Тома де Томон совершил путешествия в Неаполь и Флоренцию, также посетил Венецию. По возвращении в Париж талантливый молодой человек был принят на службу к брату короля Людовика XVI графу д'Артуа в качестве рисовальщика и архитектора.
Карьера Тома де Томона складывалась вполне успешно, но грянула Французская революция. Опасаясь за свою жизнь, аристократы и роялисты покидали Францию. Пришлось покинуть родину и Тома де Томону. Некоторое время он работал в Польше, перестраивая дворец князей Любомирских (1790), затем в Вене у князя Миклоша Эстергази (1794). Жалованье, которое архитектор получал из княжеской казны, не было щедрым. Порой он еле сводил концы с концами.
В 1797 г. Тома де Томон получил приглашение князя А. М. Голицина и после долгих колебаний приехал в Россию. В имении князя Самойлово зодчий спроектировал и построил церковь во имя Пречистой Богородицы. Но молодого архитектора манил Петербург, испытывавший постоянную потребность в строителях и архитекторах. Приехав в столицу, Тома де Томон сразу же окунулся в радостную для него атмосферу творчества. Благодаря своим карандашным и акварельным рисункам он быстро приобрел известность в высшем свете и был допущен к конкурсу на проект Казанского собора, в котором также принимали участие архитекторы Камерон, Гонзага и Воронихин. Утвердили проект Воронихина, но для Тома де Томона участие в конкурсе оказалось хорошей практикой, а знакомство с Воронихиным переросло в настоящую дружбу, подкреплявшуюся совместной работой. Первый же год пребывания архитектора в Петербурге ознаменовался радостным для него событием. В 1800 г. по решению совета Академии художеств Тома де Томон получил звание академика. Его рисунки и гравюры пользовались в Петербурге большой популярностью и спросом.
Практическая деятельность Тома де Томона как зодчего началась в 1802 г. Император Александр I пожелал перестроить и заново отделать Большой театр, построенный по проекту Антонио Ринальди в 1783 г. Эта задача была поручена Тома де Томону. Император остался доволен, и Тома де Томон получил звание придворного архитектора. (Здание театра до сегодняшнего дня не сохранилось.) В это же время Тома де Томон проектирует театр для Одессы. Там же, в Одессе, им спроектировано здание военного госпиталя, задуманное как больничный комплекс.
По заказу вдовствующей императрицы Марии Федоровны Тома де Томон создает садовый храм-мавзолей в память Павла I в Павловске (1807-1809) - один из шедевров мемориальной скульптуры той эпохи. В ходе строительства мавзолея в Павловске архитектор получает еще один заказ. К столетию победы в Полтавском сражении было решено установить в городе Полтава триумфальную колонну. Весной 1805 г. проект был готов и вскоре утвержден.
Работа в России была для Тома де Томона временем необычайного творческого подъема. В мастерской архитектора один за другим рождались проекты жилых и общественных зданий как для столицы, так и для губернских городов. По проекту Тома де Томона перестраивается дом графини Лаваль (Английская наб., 4), представляющий собой один из наиболее интересных архитектурно-художественных и исторических памятников города.
Некоторое время зодчий преподавал перспективу в Академии художеств вместе с Захаровым и Воронихиным. В те времена Академия художеств становится центром художественной жизни страны. Тома де Томон был удостоен звания профессора перспективы.
Как придворный архитектор Тома де Томон участвовал в переделке интерьеров Зимнего дворца, а также в работах по строительству летней императорской резиденции на Каменном острове. В 1806 г. Тома де Томон вместе с Воронихиным получил заказ на проектирование фонтанов вдоль дороги из Петербурга в Царское Село. В 1810 г. на общем собрании Академии художеств Тома де Томону единодушно было присвоено звание профессора архитектуры.
Период работы Тома де Томона в Петербурге охватывает всего тринадцать лет, но деятельность его была очень плодотворной. Главное же творение архитектора, принесшее ему мировую известность, — прославленный ансамбль стрелки Васильевского острова. Величественное здание Биржи, напоминающее античный храм, окружено со всех сторон колоннами дорического ордера. Здание установлено на высоком гранитном основании. К нему ведут широкие торжественные лестницы и пологие пандусы. Аттик фасада украшен скульптурной группой «Нептун с двумя реками». С противоположной стороны здания установлена скульптурная группа «Навигация с Меркурием и двумя реками». Аллегорическое значение скульптур — связь Биржи с торговлей и водной стихией.
На площади перед главным фасадом установлены величественные Ростральные колонны. Колонны-маяки украшены рострами — носовыми частями кораблей — и гигантскими аллегорическими скульптурами рек Волги, Днепра, Волхова и Невы.
Ансамбль стрелки Васильевского острова великолепно вписан в речное пространство Невы и по праву входит в число лучших архитектурных ансамблей города.
Работы на стрелке начались в 1804 Г. В 1805 г. При большом стечении народа состоялась торжественная закладка Биржи, а в 1816 г. — ее открытие. Оно носило характер национального праздника. Биржа настолько всем нравилась, что ее повсеместно стали изображать на картинах, акварелях, гравюрах и предметах прикладного искусства: шпалерах, вазах, стеклянной и фарфоровой посуде. Но создатель шедевра на открытии не присутствовал. В 1813 г., обследуя здание сгоревшего Большого театра, Тома де Томон упал и расшибся. Архитектор скончался 4 сентября 1813 г. в возрасте 53-х лет.
Отпевали Тома де Томона в католической церкви св. Екатерины и похоронили на Смоленском кладбище. На могиле архитектора был поставлен памятник в виде античного жертвенника на высоком постаменте. В 1940 г. прах архитектора был перезахоронен в некрополе Александро-Невской лавры. Туда же был перенесен и памятник.